Рихард Зариньш (1869-1939) – художник, график, популяризатор народного искусства был воспитанником художественного училища А.Л. Штиглица в Петербурге. Получив по окончании училища специальную стипендию, с 1895 по 1899 гг. посетил известные центры искусства в Германии, Австрии, Франции, где обучался акварели, пастели и графике у ряда известных художников. Вернувшись в Петербург, Зариньш получил должность художественного и технического директора Российского Государственного печатного двора (вплоть до 1919 г.). В этом качестве стал автором известных русских банкнот, а по возвращении в Латвию - основателем латышского печатного двора и денежных знаков, отмеченных высокими государственными наградами. Проживая в Петербурге в 1906-1907 гг., Р. Зариньш был одним из авторов петербургского журнала на латышском языке Svari («Весы»). Много путешествовал по Латвии, собирая образцы латышского народного орнамента.

В нач. 1900-х гг. Этнографический отдел Русского музея обратился к Зариньшу (по архивным документам и музейной документации – Ричард Германович Заррин), с просьбой приобрести для музея латышские экспонаты, что и было им с успехом выполнено в ходе двух тщательно подготовленных экспедиций. Две коллекции (№ 1968 и 1969), насчитывающие 184 предмета, были собраны по специально составленной программе в Видземе (Лифляндская губ., Венденский и Валкский уезды ) и в Курземе (Курляндская губ., Гробин-Газенпотский у.). Ныне эти замечательные коллекции одежды, украшений, предметов бытовой культуры начала-середины XIX в. составляют «золотой фонд» не только латышского собрания, но и всего музея. Это самые ранние наряду с коллекциями из б. Дашковского музея (О.Н. Медем, Н.В. Лилье, Е.Р. Романов) этнографические памятники латышской традиционно-бытовой культуры в музеях России. Помимо «глухой датировки» («старинный» или «современный» предмет), в ряде случаев Р. Зариньш точно указывал время бытования тех или иных экспонатов. Среди праздничных комплексов женской и мужской одежды, дающих представление о сезонных, возрастных и хронологических вариантах, женский костюм из Вецпиебалги датируется 1825 г., а части женского костюма из Руцавы зафиксированы им как бытовавшие во второй пол. XIX в. Из переписки Зариньша с Н. М. Могилянским известно, что при формировании латышской коллекции он обращался «к местным лютеранским священникам, которые <…> с большой любезностью собирают предметы, также к нескольким народным учителям, очень заинтересованным этим вопросом, со мной поработавшим при собирании народных песен и сказок». Тщательно подобранные серии головных уборов, плечевой одежды, рукавиц, перчаток, чулок – свидетельство эволюции состава, покроя, орнаментации и цвета одежды. Тонкий и внимательный художник, Рихард Зариньш фиксировал обстоятельства и характер «жизни» предмета в культуре. Органичной частью его коллекции являются работы известного гончара-экспериментатора из Смилтене Екапса Дранды (1853-1915). Это 18 керамических декоративных тарелок, рисунки для которых были разработаны самим Р. Зариньшем. В настоящее время это единственные за пределами Латвии работы Дранды, получившего, уже посмертно, серебряный приз на Международной выставке 1937 г. в Милане. В архиве музея сохранилась его переписка с ЭО РМ и полевые материалы, которые представляют собой зарисовки народных орнаментов с указанием народной терминологии; сведения относительно обстоятельств приобретения экспонатов и т.п.

Значительную часть своей профессиональной деятельности Зариньш посвятил поискам средств выражения национального своеобразия в прикладном искусстве. Вместе с другим художником – Я. Мадерниеком, они, найдя последователей, основали первые частные школы и курсы, устраивали художественно-ремесленные выставки, способствовали тому, что в музеях Латвии стали собираться произведения народного искусства. В 1926 г. в Лиепае была создана первая художественно-ремесленная школа с несколькими отделениями. В 1920-30-е гг. Зариньш опубликовал образцы народных орнаментов в известной серии Latvju rakstus («Латышский орнамент»). В течение 17 лет, почти до самой смерти, он бессменно руководил мастерской графики при Художественной Академии в Риге.

Коллекции:

№1968-Латыши. Лифляндская губ., Валкский у., Смильтенская в., Венденский у., Тирзенская и Старо-Пебальгская в. 1909-1910 гг.

№ 70, в наличии 68 ед.

Одежда, включая полные комплексы мужской и женской одежды, украшения, обувь, гончарные изделия, трубки для курения.

№ 1969 - Латыши. Курляндская губерния, Гробин - Газенпотский у., Руцауская, Нидербартау вол.; Добленский у., Якопскогофская вол., (Большой березенок) 1910-1911 гг.

№ 114, в наличии 109 №№.

Полные комплексы праздничной мужской и женской одежды, головные уборы, пояса, рукавицы. перчатки, обувь, женские и мужские фибулы для застегивания рубах из латуни и янтаря;музыкальный инструмент- кокле.

№ 1504 -1

1910/ 1911 гг.

Латыши. Курляндская губ., Гробинь-Газенпотский у., Руцауская, Нидербартау вол., Добленский у.. Якобсгофская вол.

Жилище

Архив РЭМ: Ф. 1. оп.2. Д.276.