Руденко Сергей Иванович (1885 – 1969) – этнограф, антрополог, археолог, профессор по кафедре географии и антропологии, доктор технических наук. Родился 16 января 1885 г. в Харькове в семье потомственных дворян. Отец Иван Дмитриевич Руденко – служащий. Мать Лидия Алексеевна Руденко умерла в 1895 г, оставив мужа с шестью детьми на руках. Вскоре семья переехала в Пермь, где дети пошли в гимназию. Еще будучи гимназистом С. И. Руденко заинтересовался самобытной культурой башкир и других народов Урала, определились научные интересы будущего ученого. В 1904 г. С.И. Руденко окончил гимназию и поступил на естественное отделение физико–математического факультета С.–Петербургского университета. Учителем С.И. Руденко был известнейший не только в России, но и далеко за ее пределами этнограф и антрополог, хранитель этнографического отдела Русского музея профессор Ф. К. Волков. Во время учебы в Университете С.И. Руденко стал корреспондентом Этнографического отдела Императорского Русского музея. По поручению своего учителя выезжал к башкирам, мещерякам, мордве, чувашам, марийцам для сбора этнографических коллекций. Первые экспедиции С.И. Руденко ( 1906 г, 1907г.) были связаны с изучением этнической истории и антропологии башкир, культуру которых он хорошо знал и понимал. В 1904-1912 гг. отец исследователя был членом правительственной комиссии по размежеванию Башкирских земель, сын активно помогал отцу, собирая попутно этнографические материалы. В 1906 г. им было приобретено для музея 350 предметов и сделано более 300 фотографий. На следующий год он собрал ок. 900 предметов и сделал ок. 200 снимков. Особый интерес для С.И. Руденко представлял антропологический тип башкир. По собранным материалам были созданы монографии « Башкиры: опыт этнологической монографии. Ч.1. « Физический тип башкир» ( 1916), Ч. 2 «Быт башкир» (1925). В 1908 исследователь принимал участие в исследовании Мезинской палеолитической стоянки на Украине. В 1909–1910 гг. собирал этнографический и антропологический материал и коллекции у вогулов, остяков и самоедов Северо–Западной Сибири, совершив комплексную экспедицию в низовья Оби.

К моменту окончания учебы в 1910 г. С.И. Руденко был вполне зрелым ученым, обладавшим блестящей эрудицией и очень широким кругом интересов – этнография, археология, антропология жителей Поволжья, Урала, Сибири, Алтая. Он прекрасно владел несколькими иностранными языками и мог достойно представить Россию на Международном конгрессе антропологов и этнографов, проходившем во французском городе г. Ниме в 1910 г. Для подготовки к профессорской деятельности С.И. Руденко был оставлен на кафедре географии и антропологии Университета. В 1912 исследователь совершил еще одну поездку в Башкирию, продолжая изучение физического типа башкир.

За большие достижения в научной деятельности в 1911 г. молодой ученый был премирован стипендией, давшей ему возможность осуществить зарубежную стажировку. В 1913-1914 гг. С.И Руденко совершенствовал свои знания в лучших учебных заведениях и музеях Франции, Италии, Египта, Сирии, Палестины; принимал участие в работе международных конгрессов и был избран членом Парижского антропологического общества. В 1915 г. С.И. Руденко стал ассистентом при кафедре географии и антропологии Петроградского университета. В 1912–1918 гг. вел активную научную и общественную работу в Русском антропологическом обществе при Петербургском (Петроградском) университете, являясь его секретарем и редактором «Ежегодника».

Будучи человеком широких научных взглядов С.И. Руденко занимался исследованием культур различных народов – башкир, чувашей, мордвы, марийцев, хантов, манси, ненцев, бурят, теленгитов, алтайцев. русских, украинцев. С 1904 по 1926 гг. исследователем было осуществлено более 14 экспедиций с целью изучения народов Урала, Казахстана, Западной Сибири, Горного Алтая и Камчатки.

В декабре 1917 г. по итогам диспута ученый совет Московского университета присудил С.И. Руденко степень магистра географии за изданную в 1916 г. работу «Башкиры: опыт этнографической монографии». В этом же году исследователь был назначен ученым секретарем Комиссии по изучению племенного состава населения России и сопредельных стран. Время было не самое подходящее для экспедиций. В конце июля 1918 г. через фронт С.И. Руденко удалось добраться до Миасского завода, где он занялся составлением карт племенного состава Приуралья. В июле 1919 г., находясь в Миассе, С.И. Руденко получил приглашение декана физико–математического факультета Томского университета выставить свою кандидатуру по кафедре географии, а до конкурса занять в университете должность доцента. В связи со стремительным отступлением Сибирской армии исследователь раньше времени выехал в Томск. В Томском Университете С.И. Руденко проработал с 1919 г. по 1921 г. ( приват–доцент, экстраординарный профессор, декан физико–математического факультета). Под руководством исследователя был определен научный профиль кафедры и устроен географический кабинет. В 1920 г. он руководил географо–антропологической экспедицией университета в Минусинской котловине, где раскопал могильник тагарской культуры. В 1919–1921 гг. — член Института исследования Сибири, заведующий этнологическим отделом института. Возглавлял работу комиссии по составлению племенных карт Томской, Алтайской и — частично — Тобольской губерний. Все это время С.И. Руденко продолжал собирать этнографические материалы по культуре коренных народов этих краев, проводил антропологические и археологические исследования.

В 1921 г. С.И. Руденко вернулся в Петроград, где был избран профессором, заведующим кафедрой антропологии и этнографии Университета и возглавил Этнографический отдел Русского музея. С этого времени ученый начал активно заниматься археологией и этнографией Алтая, сотрудничая с Академией истории материальной культуры, однако продолжить исследования смог только после войны. 5 августа 1930 г. С.И. Руденко был арестован в Уфе по так называемому «академическому делу». Он был обвинен в принадлежности к контрреволюционной монархической организации «Всенародный Союз борьбы за возрождение свободной России», возглавляемой академиками С. Ф. Платоновым и Е. В. Тарле и др. и осужден на 10 лет исправительно–трудовых лагерей с полной конфискацией имущества. До 1934 г. С.И. Руденко работал на строительстве Беломорско-Балтийского канала, где серьезно занялся гидрологией. В марте 1934 г. был досрочно освобожден и назначен руководитем одной из групп гидрологии и водного хозяйства в системе Белбаткомбината НКВД. Осенью 1938 г. С.И. Руденко перешел на работу в Гидрогеологический институт, где им было выполнено исследование «Испарение с водной поверхности и потери на испарение с одной поверхности», за которое в декабре 1944 г. ему была присуждена ученая степень доктора технических наук (без защиты кандидатской диссертации). С 1942 г. С.И. Руденко стал начальником отделения гидрометеослужбы Ленинградского фронта, где прогнозировал ледовый режим на Дороге жизни (Ладожское озеро). В блокадном Ленинграде в том же году перешел на работу в Институт истории материальной культуры и по совместительству в Институт этнографии АН СССР. В августе 1942 г. был эвакуирован в Елабугу.

После войны С.И. Руденко занялся планомерным исследованием древней курганной культуры Южного Алтая. Для многих поколений археологов С.И. Руденко – это человек-легенда, открыватель и исследователь ставшей всемирно известной Пазырыкской культуры. В 1946-1947гг. С.И. Руденко раскопал четыре курганных комплекса в Пазырыке, в 1953-1957 г. 2 кургана в Туэкте и 2 кургана в Башадаре. В условиях вечной мерзлоты сохранились уникальнейшие материалы, дающие представление о культуре древних алтайцев, огромное количество произведений искусства из металла, кости, кожи, меха, войлока. Результаты исследований были изложены в знаменитых монографиях : «Горно-алтайские находки и скифы» М.-Л., 1952 г.; «Культура населения Центрального Алтая в скифское время» М., 1953 г.; «Культура населения Центрального Алтая в скифское время» М.-Л., 1960 г.; «Искусство Алтая и Средней Азии» М., 1961 г. и др. К таким же , несомненно, выдающимся открытиям ученого относятся и его раскопки в Беринговом проливе, и, как результат этой экспедиции монография « Древняя культура Берингова моря и эскимосская проблема» М., Л., 1947 г. Памятники этих археологических экспедиций являются большой гордостью Эрмитажа и Кунсткамеры.

Для определения возраста горно-алтайских курганов С.И. Руденко пользовался методами естественных и точных наук. В 1955 г. под его руководством в Ленинградском отделении Института археологии АНСССР была создана лаборатория археологической технологии.

В течение ряда лет вплоть до своей кончины С.И. Руденко возглавлял Отделение этнографии Географического общества СССР, являясь его членом с 1911 г. Награжден серебряной (1916 г.) и золотой им. Н.П. Семенова-Тянь–Шанского (1965 г) медалью Русского и Всесоюзного географического общества.

После смерти исследователя в 1969 г. его жена, художница Нина Михайловна, верная спутница в жизни и помощница в работах, привела в порядок оставшиеся рукописные материалы супруга и передала их в Архив РАН в С.–Петербурге. Похоронен исследователь на кладбище пос. Комарово Ленинградской области.

Всего С. И. Руденко было написано более 100 работ по археологии, этнографии, антропологии и гидрологии. Многие его труды опубликованы за рубежом (Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Китай, Швейцария, США и Япония). На протяжении более 20 лет исследователь собирал этнографические коллекции для Этнографического отдела Русского Музея, осуществил более 14 экспедиций, результаты которых более чем впечатляющи: им было собрано 52 коллекции экспонатов, общее число памятников 7686 единиц хранения. Почти все коллекции сопровождаются сделанными им же фотографиями, характеризующими разные стороны быта изучаемых народов. Им было передано в музей 1290 фотографий (25 коллекций), научную ценность которых трудно переоценить.

Коллекции С.И. Руденко из собрания РЭМ

№ 1002 – башкиры Пермской г.( Шадринский, Екатеринбургский, Осинский у.), Уфимской г. ( Бирский, Златоустовский, Стерлитамакский у.) Оренбургской г.( Орский, Верхне-Уральский, Челябинский у.) -139 ед.- 1905 г. Сельское хозяйство; ремесла; промысла; жилище и его убранство; одежда; украшения; головные уборы; обувь; верования и обряды; народные знания; воспитание детей; музыкальные инструменты; оружие.

№ 1205 – чуваши Оренбургской, Самарской и Казанской г. - 119 ед. – 1907г. Сельское хозяйство; промысел; курительные принадлежности; одежда; украшения; посуда и утварь; головные уборы; народные знания и медицина; предметы, связанные с религиозными преставлениями; свадебные принадлежности.

№ 1214 – мордва Самарская губ. Бугульминский и Бугурусланский у. 1907 г. 143 ед. Земледелие; прядение и ткачество; посуда, утварь; курительные принадлежности; одежда; украшения; головные уборы; обувь; предметы для воспитания детей.

№ 1215 – Оренбурская губ., Орский у. 1907 г. 27 ед. Одежда; украшения; головные уборы.

№ 1234 – башкиры Екатеринбургского у. Пермской г.; Уфимского у. Уфимской г.; Орского и Верхне-Уральского у. Оренбургской г. - 94 ед. –1907 г. Сельское хозяйство; ремесла; промысла; жилищ и его убранство; пища, посуда, утварь; одежда; украшения; головные уборы; верования и обряды; воспитание детей.

№ 1265 – башкиры Орского у. Оренбургской г. - 1 ед.-1907 г. Одежда.

№ 2829 – мордва Белебеевского у. Уфимской г. – 7 ед –1912 г. Одежда; украшения; головные уборы.

№ 2830 – мордва Белебеевского у. Уфимской г. – 1 ед –1912 г. Посуда, утварь.

№ 2719 – марийцы Бирского у. Уфимской г. – 1 ед.-1913 г. Жилище и его убранство.

№ 2845 – чуваши Белебеевского у. Уфимской г.-134 ед.- 1912 г. Вышивка; одежда; украшения; головные уборы; воспитание детей.

№ 2846 – чуваши Белебеевского у. Уфимской г. - 2 ед. – 1912 г. Предметы, связанные религиозными преставлениями.

№ 2848 – марийцы Бирского у. Уфимской г. –88 ед. – 1912 г. Жилище и его убранство; одежда; украшения; головные уборы; обувь.

№ 2849 – марийцы Бирского у. Уфимской г. – 38 ед. – 1912 г.сельское хозяйство; промысла; жилище и его убранство; пища, утварь; средства передвижения; воспитание детей; музыкальные инструменты.

№ 2850 – марийцы Златоустовского у. Уфимской г. – 14 ед. – 1912 г.жилище и его убранство; одежда; головные уборы.

№ 2851 – марийцы Красноуфимского у. Пермской г. – 3 ед. –1912 г. Пища, посуда, уварь.

№ 2852 - марийцы Красноуфимского у. Пермской г. – 212 ед. – 1912 г. Жилище и его убранство; одежда; украшения; головные уборы.

№ 2881 – башкиры Оренбургской г ( Челябинский, Троицкий, Верхне-Уральский, Орский у.); Уфимской г. ( Уфимский, Бирский, Златоустовский, Стерлитамакский, Белебеевский у.) – 680 ед. – 1912 г. Сельское хозяйство; ремесла; промысла; жилище и его убранство; пища, утварь; одежда; украшения; головные уборы; обувь; верования и обряды; знаки власти и отличия; воспитание детей; оружие.

№ 7439 – башкиры Стерлитамакского р-на БАССР –1 ед –1962 г. Пчеловодство.

Фотоколлекции:

№ 1022 - башкиры

№ 1023 - татары

№ 1024 - русские

№ 1025 - марийцы

№ 1706 - ханты

№ 1707 - ненцы

№ 1755 - русские

№ 1835 - коми

№ 1837 - манси

№ 1932 - украинцы

№ 3064 - русские

№ 3772 - казахи

№ 3935 - башкиры

№ 3963 - буряты

№ 3971 - марийцы

№ 3974, № 4211 - чуваши

№ 4447, № 4660, № 4690 - алтайцы

№ 4947 - русские