Галиопа Виталий Анатольевич родился в Ленинграде. Отец: Галиопа Анатолий Андреевич, 1933 г. рожд. (+ 2000 г.), уроженец г. Калуш, Станиславского воеводства Галиции (ныне – Ивано-Франковской обл. Украины), был высококвалифицированным специалистом в области проектирования и строительства геологического оборудования; мать: Галиопа (Фрягина) Нелли Викторовна, 1937 г. рожд. (+ 1990 г.), ленинградка, блокадница, работала инженером – теплотехником. Среднее образование получал последовательно в трёх ленинградских школах: 169-й, 184-й и 156-й (смена школ связана с переездом на новое место жительства). Высшее образование было получено на кафедре археологии исторического ф-та Ленинградского Государственного университета в 1978 – 1983 гг. Первоначальная специализация и дипломная работа были связаны с вопросами раннесредневековой славяно-русской археологии. До поступления в университет В.А.прошел срочную службу в войсках связи Группы Сов. Войск в Германии.

Место основной работы и обусловленная этим профессиональная специализация несколько раз менялась. С сентября 1982 г. по нач. 1985 г. был экскурсоводом в Государственном музее Истории религии и атеизма (ГМИРиА). В 1985 г. перешёл на службу в Государственную Публичную библиотеку им. М.Е. Салтыкова-Щедрина (ныне – Российская Национальная библиотека), где, исполняя хранительскую должность в Отделе Рукописей и Редких Книг (ОРиРК), участвовал в регистрации и в научной обработке нескольких рукописных фондов (таких, например, как Фонд рукописных карт и планов, Фонд рукописных архитектурных планов и чертежей ГПб) с составлением систематических указателей к ним. С 1991 по 1997 гг. работал сотрудником Государственной Инспекции Охраны Памятников (ГИОП) г. Санкт-Петербурга. С сентября 1999 г. начал сотрудничать с Научно-Просветительским отделом РЭМ (внештатным экскурсоводом), а с 1 февраля 2000 г. был принят в штат музея младшим, а в последствии научным сотрудником Отдела Северо-Запада и Поволжья, где с конца декабря 2002 г. и по настоящее время исполнял должность хранителя жёстких фондов Прибалтики (VII-Д/1). С 2001 года участвовал в ряде археологических экспедиций. Первая из них состоялась ещё в 1974 г., когда Галиопа, будучи школьником, впервые принял участие в археологических исследованиях Северо-Двинской экспедиции ЛОИА (ИИМК) под руководством О.В. Овсянникова, проходивших в Емецком городке (городище) и на территории г. Каргополя (Архангельская обл. России). Позднее, во время учёбы в университете, выезжал в экспедиции ежегодно: В 1979 г. вместе с Валентином и Василием Александровичами Булкиными проводили исследования вокруг Софийского собора и на валах в границах Полоцкого замка. В 1980 г. принимал участие в раскопках больших курганов бронзового века (ямная и катакомбная культуры с впускными погребениями сарматского времени) на Северном Кавказе (Кубань) у С.А. Бочкарёва. Затем, в 1981 г. впервые принял участие в работах своей основной экспедиции (с которой долго был связан и позднее) – Раннесредневековой Славянской экспедицией АН под руководством И.П. Русановой и при постоянном участии Б.А. Тимощука и Любомира Михайлины (от Черновицкого университета), работавшей в это время в западных областях Украины (Прикарпатье) и изучавшей вопросы славянского этногенеза, раннего этапа развития славянской культуры, её локальные варианты (разведки, раскопки и картирование слав. гнёзд поселений V – IX вв. на Буковине; раскопки большого городища у села Ревно и т.д.). В 1982 г. было короткое возвращение на Север – участие в экспедиционном походе Поморской экспедиции О.В. Овсянникова по Терскому и Понойскому берегам Кольского полуострова, предпринявшей поиск, обследование и фиксацию больших резных поморских крестов, поставленных по обету на местах спасения, как навигационные знаки и т.п. После окончания университета во время отпусков продолжал ряд лет работать в археологических экспедициях И.П. Русановой, М.Ф. Рожко и др. Параллельно дальним выездным экспедициям, особенно в период работы в ГИОПе, участвовал в археологических исследованиях В.А. Коренцвита по многим памятникам архитектуры С.-Петербурга, Петергофа, Ораниенбаума и Стрельны, а также в работах Старо-Ладожской археологической эксп. А.Н. Кирпичникова (Международная археологическая экспедиция – школа в Старой Ладоге).

Сфера научных интересов: Этногенез и ранняя история балтских, славянских и финно-угорских народов. Сравнительный анализ их традиционных культур (особенно наиболее архаичных пластов в материальной и духовной сферах), народных верований, обычаев и обрядов. Религиозный синкретизм: сохранение в мироощущении народов наследия древнего языческого пласта, его творческое переосмысление и дальнейшее переплетение с христианством в форме традиционного народного “двоеверия”. Проблематика сохранения “своего этнического лица” и самосознания народов в их материальной и духовной культуре, особенно в условиях нового времени (проблема “культурной архаики” в современном мире). Поиск и публикация материалов, отражающих наиболее архаичные и самобытные этнические черты балтских, славянских и финно-угорских народов

За время работы в РЭМ участвовал в двух этнографических экспедициях. Первая – это совместная экспедиция сотрудников РЭМ, Республиканского Коми Научного центра и Национального музея Республики Коми по 17 сёлам и деревням Усть-Куломского р-на (Верхневычегодского региона) Республики Коми в 2001 г. Экспедиция была комплексной, имела обширную исследовательскую программу и передала в наш музей кроме полевых исследовательских материалов одну вещевую коллекцию (РЭМ № 12000, 49№№/57ед.хр.) и две фото коллекции (РЭМ № 12110, 438№№ и РЭМ № 12111, 6№№). Вторая и третья экспедиции состоялись в 2006 и 2008 гг.и были связаны со специализацией по латышской этнографии.

Краткий отчёт мл. научного сотрудника отдела Северо-Запада и Поволжья Галиопы В.А.

о плановой командировке в Пыталовский и Палкинский р-ны Псковской обл. Р.Ф. в 2006 г.

Цель поездки: проведение рекогносцировочной этнографической экспедиции от Российского Этнографического музея (РЭМ) в те западные приграничные с Латвией районы Псковской обл. Р.Ф., которые между 1920 и 1940 гг. по Рижскому мирному договору были переданы и входили в состав независимой Латвийской Республики, составляя территорию её самого восточного уезда – Яунлатгале (с 1938 г. – Абрене,

а после вхождения в СССР и в настоящее время – это большая часть территории нынешних 10-ти волостей Пыталовского р-на и 2-х самых западных волостей Палкинского р-на Псковской обл. Российской Федерации), получение всесторонней информации о сложившихся здесь ранее и происходящих ныне межэтнических и межконфессиональных взаимодействиях различных групп местного старожильческого населения (православных русских – “латгальцев-скобарей”, инфлянтских католиков – “латгальцев-литвяков” или “čangali” и лютеран – “латгальцев-латышей”), о степени их ассимиляции со стороны русских или латышей, а также сбор вещественных, фото и иллюстративных этнографических материалов, фотофиксация и картографирование культурных и природно–ландшафтных памятников региона.

Сроки командировки: с 19 июня по 11 июля 2006 года (23 календарных дня).

За время командировки по заранее намеченному маршруту (см. карту и перечень мест) общей протяжённостью ок. 130 км (двигаясь с юга на север вдоль всего территориального “коридора” между прежней и ныне существующей государственными границами Латвии и России) было проведено этнографическое обследование 66 здешних населённых мест по 8 волостям. В них было опрошено 73 информатора из местного старожильческого населения (происходящих из всех трёх выше упомянутых местных этнолокальных групп). Произведены фотосъёмки (на цифровую фотокамеру) множества этнографических, культурно–исторических и природно–ландшафтных памятников (несколько сотен снимков), включая имеющие традиционный облик жилые и хозяйственные, различные надворные постройки и сооружения, культовые здания (церкви, костёлы и кирхи), деревенские кладбища различных конфессий, часовни и каплицы на кладбищах, имеющие археологическое значение старинные каменные кресты XVI – XVII вв., высокие (до 5 м) придорожные деревянные резные католические кресты, сохранившиеся на землях старых усадеб латгальцев–литвяков предметы традиционной крестьянской утвари, мебели и детали традиционного оформления интерьера, а также сами информаторы. Кроме того, у представителей различных групп местного старожильческого населения путём закупки и дарения было приобретено 12 вещевых этнографических экспонатов, а в Пыталовском Районном музее Дружбы Народов (филиал Псковского Объединённ. музея–заповедника) и в различных местных книжных магазинах и издательствах было приобретено для РЭМ 8 экземпляров редких малотиражных местных изданий историко – краеведческого и этнографического характера. Экспозиция и фонды Пыталовского музея Дружбы Народов, как и личное собрание двух местных краеведов – энтузиастов (Н.А. Цветкова в Пыталово и В.С. Лисюченко в Линово), с любезного разрешения собирателей были мною осмотрены визуально и частично отсняты на цифровую фотокамеру (ок. ста снимков). От них же была получена и ценнейшая справочная информация по истории и этнографии региона.

Краткий отчёт научного сотрудника отдела Северо-Запада и Прибалтики Галиопы В.А.

о плановой командировке в Лудзенский р-н республики Латвия (Латгальский регион) в 2008 г.

Цель поездки: продолжение этнографического изучения Российско – Латвийского приграничья (регион общей границы трёх государств: России, Латвии и Беларуси), начатого в 2006 году в ходе экспедиции Российского Этнографического музея (РЭМ) в самые западные волости Пыталовского и Палкинского р-нов Псковской обл. России, ранее (с 1920 по 1940 гг.) временно входившие в состав Абренского уезда респ. Латвия (по её результатам была составлена этнографическая карта-схема обследованного региона и прочитаны доклады на международных конференциях Letonika 2007 в Риге и Шёгренские чтения 2007 года в Санкт-Петербурге). В ходе двух поездок в Ригу в 2007 г., были возобновлены прежние и начаты новые научные контакты и, в частности, получено приглашение от доктора филологии, профессора Янины Курсите, принять участие в комплексной фольклорно-этнографической экспедиции от Филологического факультета Латвийского университета в восточных районах республики Латвия (Латгальский регион).

По служебному заданию РЭМ, в июле 2008 г. я смог принять участие в работе данной экспедиции в русле нашей общей программы «Этнография пограничья» (Современное состояние межэтнических и межконфессиональных взаимодействий в контактной зоне пограничья 3-х независимых государств) под руководством д. фил., пр. Янины Курсите. Моя непосредственная цель – в ходе данной командировки продолжить начатую летом 2006 г. экспедиционно – собирательскую работу по индивидуальной научной теме: «Этнолокальные и конфессиональные группы старожильческого латышского (латгальского) и русского населения Западного края России, Латгалии и Беларуси». Кроме получения информации полевые исследования должны были по возможности сопровождаться сбором вещественных и иллюстративных памятников, фотофиксацией и картографированием культурных и природно-ландшафтных памятников региона Latgale.

Первоначально планировали, используя автотранспорт экспедиции, рекогносцировочно охватить всю полосу восточного приграничья Латвии по трём районам Латгалии: Балвскому, Лудзенскому и Краславскому. Но сокращение сроков и других параметров полевой практики принимающей стороной привели к ограничению района обследования территориями всего трёх пагастов: Малнавского (вокруг г. Карсава), Голышевского и Пасиенского – одного только Лудзенского р-на (включая и сам г. Лудза). Большая часть обследований проходила непосредственно в 5-ти километровой приграничной зоне.

Сроки командировки: с 12 по 24 июля 2008 года (13 календарных дней).

За время командировки, мною, по специально намеченным маршрутам, как совместно с коллегами из Латвийского университета, так и отдельно от них (см. карту района полевых исследований, а также перечень пройденных деревень и хуторов и список информаторов), было проведено этнографическое обследование 29 различных населённых пунктов по 3-м выше названным пагастам Лудзенского р-на Латвии (регион восточной Латгалии). В них было индивидуально опрошено 55 информаторов (10 наиболее подробных и тематически важных интервью записаны на диктофон) из трёх основных этнолокальных и конфессиональных групп местного старожильческого населения и переселенцев из Гавровской волости Пыталовского р-на и из Красногородского р-на Псковской обл. Р.Ф. 1) латгальцы-католики (коренное население исторической Латгалии или Польских Инфлянтов XVI – XVIII вв.), включая в их состав также родственников и знакомых представителей общины т.н. латгальцев-“литвяков” (информация о них была собрана ещё в 2006 году на Российской стороне – в деревнях Гавровской вол. Пыталовского р-на Псковской обл. Р.Ф.); 2) местные русскоязычные и православные латгальцы-“скобари”, старообрядцы и русские переселенцы разного времени из внутренних областей России; 3) белорусско-польское население католического вероисповедания – т.н. “литвины”, говорящие на белорусском языке, испытавшем сильное польское влияние, проживающие в крайних юго-вост. пагастах Лудзенского р-на и в соседнем Краславском р-не Латгалии. Латышское население лютеранского и других протестантских вероисповеданий в этой части Латгалии не является старожильческим, это потомки переселенцев разного времени. Произведены фотосъёмки (240 на цифровую фотокамеру и 350 на плёночную “Kodak”) множества этнографических, археологических, культурно–исторических и природно–ландшафтных памятников, включая: 1) имеющие наиболее традиционный облик жилые и хозяйственные, различные надворные постройки и сооружения, 2) культовые здания (церкви, костёлы, капеллы и кирхи), 3) деревенские кладбища всех трёх здешних конфессий, часовни и каплицы на кладбищах, 4) поклонные придорожные кресты и каплицы, имеющие очень важное культурно – религиозное значение для местной католической общины (при иногда очень большой удалённости от приходского костёла), тщательно поновляемые или заново восстанавливаемые жителями на их прежних местах, 5) древнее латгальское городище V – VII вв. у дер. Роги (Rogi), самый крупный из замков Тевтонского (позднее – Ливонского) ордена XIII – XVI вв. в центре г. Лудза (Ludza – исторический замок и город Люцен), 6) историческая застройка таких городских центров и посадов как Лудза, Карсава и Пасиене, а также – 7) предметы традиционной крестьянской утвари, мебели и детали оформления интерьера и 8) сами информаторы. Кроме того, в подъёмном материале (как выброшеный предмет) за огораживающим валом местного католического кладбища у дер. Дагушева (Dagušova) был обнаружен и взят для пополнения латышских коллекций РЭМ небольшой предмет (тяпочка на ясеневой рукояти) из традиционной крестьянской утвари, применявшейся для ухода за могилами, а от сотрудницы Государств. музея Народной культуры и быта Латвии (Brīvdabas muzejs) Ирисы Приедите было получено в дар очень редкое издание: Eiropa – kopīgs mantojums. Baznīcas Latvijā. Издание Valsts kultūras pieminekļu aizsardzības inspekcija, 1999. – представляющая своеобразный каталог 100 приходских храмов всей территории Латвии, изданный в форме картотеки на вертикальных узких нестандартных листах. От неё же и от всех остальных сотрудников нашей совместной комплексной экспедиции была получена ценнейшая устная справочная информация по истории и этнографии региона.

Коллекции:

№ 12000

Коллекция предметов бытовой, хозяйственной и промысловой утвари, приобретённых

у жителей сёл и деревень Усть-Куломского района Республики Коми.

Количество №№: 49. Количество предметов (ед. хр.): 57.

Регистраторы: Галиопа В.А. (№№ 1 – 17, 22 – 43), Чувьюров А.А. (№№ 18 – 21, 44 – 49).

Фотоколлекции РЭМ № 12110 и № 12111 (№№)

Виды и панорамы поселений и урочищ; обетные кресты на почитаемых местах; священные рощи; сельские церкви и часовни; жилые и хозяйственные постройки; общественные сооружения поселян (колодцы, приспособления для стирки и пр.); их антропологические типы и одежда; традиционная домашняя, хозяйственная и промысловая утварь, способы её применения; образцы старинного прикладного искусства и современного рукоделия информаторов; оформление красных углов; репортажная съёмка общественных праздников, домашних панихид по усопшим, крестных ходов, погребального обряда, поминок; местные кладбища, различные виды и варианты намогильных памятников, поминальных столов и прочих сооружений на кладбищах, связанных с поминовением умерших; разные виды и варианты знаковых и почитаемых деревьев, их локализация (на усадьбах, на определённых путях и на перекрёстках маршрутов, на границах поселений и кладбищ, а также внутри топографии самих кладбищ и других почитаемых мест).

№ 12446

Коллекция предметов быта, хозяйственной утвари, и домашних изщделий из текстиля, приобретённых

у жителей г. Пыталово, а также деревень и хуторов вдоль приграничной полосы с Латвией по западному краю

Пыталовского и Палкинского р-нов Псковской обл. Р.Ф. (от Глемзино и Чернолесье Гавровской волости до латышского

кладбища в Ботвинках Качановской волости). Материалы относятся к первой половине и середине XX вв. и отражают

характерные особенности культуры местных старожильческих этнолокальных и конфессиональных групп:

латгальцев-"литвяков" (католиков), латышей-лютеран и русских ("латгальцев-скобарей").

Количество №№: 12. Количество предметов (ед. хр.): 12.

Регистратор: Галиопа В.А.