Авижанская София Александровна – родилась 5 декабря 1920 г. в г. Ленинграде в семье служащего Авижанского Александра Львовича и Авижанской Прасковьи Матвеевны. В 1938 г., после окончания школы, поступила в Лениградский государственный университет на этнографическое отделение филологического факультета, в 1945 г. закончила аспирантуру и была направлена на работу в ГМЭ научным сотрудником. Через год София Александровна была уже старшим научным сотрудником отдела Поволжья и Приуралья. Её диссертация была посвящена использованию русского фольклора в этнографии. Научным руководителем Софьи Александровны был заведующий кафедрой филологии ЛГУ, известный филолог-фольклорист В.Я. Пропп. 27.05.1945 защитила дис. на соискание уч. ст. к. филол. н. на тему «Сюжет боя отца с сыном в русском эпосе».

В 1964 году Авижанская стала заведующей методическим сектором, а еще через два года – заместителем директора по науке. Софья Александровна воспитала дочь Елену и сына Григория. Ее активная продолжительная трудовая деятельность завершилась 1 августа 1980 г. – Софья Александровна вышла на пенсию ( с начало 1990-х гг. переехала в г. Бостон (США), посвятив работе в РЭМ 35 лет своей жизни, проявив незаурядный ум и способности в разных сферах. Она занималась просветительской, методической деятельностью, работала в региональном отделе Поволжья и Приуралья и была назначена заместителем директора по научной работе музея. Этот путь закономерен, так как С.А. к любому виду работы подходила творчески и активно, что давало хорошие результаты и выливалось в научные статьи, методические рекомендации.

Так же творчески она подходила к работе по сбору и регистрации коллекций. В период с 1956 по 1959 г. ею, совместно с сотрудниками сектора археологии и этнографии Института истории, языка и литературы Башкирского филиала АН были осуществлены 4 экспедиции, во время которых в различных районах Башкирии и у башкир Челябинской и Курганской областей были собраны 4 коллекции общей численностью 231 номер. Они в значительной степени характеризуют современную башкирскую культуру, сохранение и развитие национальных традиций в убранстве жилища, одежде и прикладном изобразительном искусстве башкир. Кроме того, эти памятники безусловно восполнили существовавшие лакуны, ведь начиная с 30-х гг. XX в. до 1955 года экспедиций к башкирам не было.

Коллекции:

Колл. № 6910.

Количество № 39.Башкиры. Приобретена в 1956 г. С.А. Авижанской и Т.А. Крюковой. Состоит из предметов убранства и обстановки жилища, одежды, орудий домашнего ткачества.

Колл. № 6973.

Количество № 51. Башкиры. Приобретена в 1957 г. С.А. Авижанской. Состоит из предметов убранства жилища, утвари, одежды, украшений, предметов народного искусства.

Колл. № 7082

Количество № 44. Башкиры. Собрана С.А. Авижанскойв 1958 г. в БАССР. Состоит из предметов одежды и украшений, вышивок, ковров, ут вари, музыкальных инструментов и орудий домашнего ткачества. Особый интерес представляют комплексы национальных костюмов (девочек и девушки, свадебные подарки и старинные украшения из кораллов и монет.

Колл. № 7145

Количество № 97. Башкиры. Собрана С.А. Авижанской во время экспедиции в БАССР в 1959 г. Состав коллекции: предметы одежды и женских украшений, убранства жилища, ткачества. Особую ценность представляют два старинных женских нагрудных украшений из монет и металлических блях, кораллов – «яга», а также покрывало молодухи и занавес, деливший женскую и мужскую половины.