Владимир Владимирович Чарнолуский (31 мая / 12 июня 1894 – 16 марта 1969)

известный этнограф, фольклорист, исследователь жизни, быта, хозяйства и культуры саамов родился в обедневшей дворянской семье в Санкт-Петербурге.

В 1906 г. поступил в Санкт-Петербургское 8-классное коммерческое училище (в Лесном), которое закончил в 1914 г. Посещал классы живописи и рисунка в училище барона Штиглица, что дало ему возможность поступить в дальнейшем в Академию художеств студию проф. Зайденбурга.

Начавшаяся первая мировая война прервала обучение Чарнолуского в Академии, в 1915 году он был мобилизован в армию в качестве санитара передового отряда госпиталя Русского технического общества, потом был назначен начальником обоза по оказанию помощи раненым, служил Чарнолуский до демобилизации в 1918 г.

После революции Владимир Владимирович работает в системе народного образования.

C 1921 по 1925 г. обучался на этнографическом отделении географического ф-та ЛГУ. В 1922 г. Чарнолуский работает в экспедиции на п-ове Канин, изучая оленеводство у самоедов.

5 декабря 1926 г. после окончания института, он в качестве старшего научного сотрудника – этнографа Лопарской экспедиции Географического общества и Академии наук СССР выезжает на Кольский полуостров, где занимался изучением быта лопарей. В годы работы в экспедиции Чарнолуский участвовал в организации оленеводческих хозяйств – Каневского совхоза и Ивановского колхоза. Темы его исследований в экспедиции – проблемы выпаса оленей и рационального использования оленьих пастбищ; сбор и изучение лопарского фольклора. Чарнолуским был открыт миф о первопредке кольских саамов олене-Мяндаше.

В августе-сентябре 1927 г. Лопарская экспедиция действовала уже в составе Кольской экспедиции АН СССР под руководством академика А.С. Ферсмана и В.В. Чарнолуский участвовал в ней до 1930 г., когда экспедиция завершила свою работу. Однако В.В. работал у саамов уже в экспедициях ГГО, мурманской землеустроительной партии, Всесоюзного арктического института и т.д. Им были сделаны уникальные фольклорные записи, замечательные рисунки.

В 1931-1932 гг. он в качестве научного сотрудника работал в Оленеводческом институте ВАСХНИЛ, откуда в 1933 г. перешел во Всесоюзный Арктический институт, совершил экспедиции на Мурман, на Терский берег, организует Обско-Тазовскую экспедицию для изучения промыслов русского и лопарского населения.

В январе 1935 г. он был уволен, после чего Чарнолуский прекращает штатную государственную службу и занимается литературной деятельностью: публикует в журналах «Чиж», «Пионер», «Костер» детские лопарские сказки.

В 1935-36 гг. он был командирован по поручению проф. Ю.Б. Соколова к мончегорским саамам по заданию фольклорной секции Союза писателей СССР.

В 1937-38 гг. он готовит для Детгиза «Очерки пор истории саамов» и роман «Оттар», но в 1938 г. его арестовывают органы НКВД, судят по статье 58 УК РСФСР. Чарнолуского В.В. приговаривают в 5 годам лишения свободы. Он отбывал незаслуженное наказание в Каргопольском лагере, а затем на Урале.

После освобождения во время войны был направлен в трудармию в Куйбышевскую область, а затем в 1944 г. переведен в Московскую область, пос. Снегири, где он работал пастухом.

В 1945 г. ему выдают паспорт и разрешают поселиться с семьей в г. Пушкино Московской области, но не разрешают заниматься научным и писательским трудом. Чарнолуский зарабатывают на жизнь как художник-оформитель.

В 1961г. он предпринимает еще одну, теперь уже последнюю поездку в Мурманск, Ловозеро, Апатиты, где встречается со своими старыми знакомыми, в т.ч. лопарскими сказителями, местными научными сотрудниками. Поездка дала творческий импульс для возобновления научных и литературных занятий. Он продолжает подготовку «Очерков по истории саамов» и книги «В краю летучего камня». Его помощниками становятся Т.В. Лукьянченко и Ю.Б. Симченко. Через три года после его смерти вышла из печати его последняя книга «В краю летучего камня» . В 60-е годы (1961-1969) появляются в печати его работы «Саамские сказки», «Легенда о олене-человеке», «О культе Мяшдыша», «Ящер пермского звериного стиля». Некоторые его лопарские сказки печатаются в детских журналах. Цикл работ, посвященных лопарскому и отчасти русскому оленеводству, публикуется начиная с 1929 г. в журналах «Карело-Мурманский край», «Краеведение», в изданиях Сельхозгиза, а в 1930 г. – в Кольском сборнике АН СССР и РГО «Материалы по быту лопарей».

В 1968 г. В.В. Чарнолусский выступал по мурманскому радио с чтениями на тему «История народа саами», активно участвовал в работе Мурманского общества краеведения, Мурманского областного музея краеведения, Карело-Мурманской комиссии Географического общества.

Чарнолуский был первым этнографом, который работал у саамов Кольского п-ва после революции. «Его наблюдения те более ценны, что это было время (конец 1920-х годов) перед коллективизацией, когда хозяйство саамов, в частности оленеводство, и вся их культура еще сохраняли свои традиционные черты. С именем В.В. Чарнолуского связана целая эпоха в изучении саамов Кольского полуострова. Свою жизнь, правда с очень большим вынужденным перерывом, он посвятил саама и оставил значительный след в изучении этого народа. <…> Огромен вклад Владимира Владимировича в изучение и сохранение саамского фольклора. Многие собранные им материалы остаются еще неопубликованными и хранятся в фондах музеев или частных коллекциях» . В 1993 г. шведская исследовательница Черстин Эйдлитц Куольйок издала шведский перевод его книги «Легенда об олене-человее» [издательство «Айтте» ].

Личное знакомство с бытом лопарей, их культурой, глубокие знания, талант этнографа – собирателя дали возможность В.В. Чарнолускому возможность донести до широкого круга читателей своеобразие жизни древнего, далекого северного народа и его фольклора.

Фото коллекция

Кол.№ 5737 №№ 46

Экспедиция В. В. Чарнолуский в 1928 и 1929 г. Регистрировал В. Альбрехт в 1935 г.

Место сбора: Карельская АССР и Мурманский округ.

Темы: с/х, дома сельские; типы, виды; на кладбище – похороны;

46/а,б члены экспедиции у водопада.

Кол.№ 5740 №№ 49

Карельская экспедиция В. В. Чарнолуского в 1927, 1928 и 1929 гг. Получено в 1935 году, регистрировал В. Альбрехт.

Место сбора:

Темы: крестьянские дома, типы, группы, виды кладбищ. (№48- выход из церкви после богослужения.)