Владимир Александрович Плотников (1866-1917), художник, корреспондент ЭО РМ.

В.А. Плотников родился в 1866 г. в Перми в семье бухгалтера. Его мать была дочерью известного иконописца Ивана Бабина, а ближайшими его родственниками были выпускники Петербургской Академии художеств, имеющие звания профессора и академика, Василий и Петр Верещагины. При поддержке профессора В.П. Верещагина, преподававшего композицию и живопись, он в 1891 г. поступил учиться в Академию художеств, который закончил в 1897 г. Темой его творчества стала русская старина, привлекавшая внимание в то время многих известных мастеров.

С 1903 г. В.А. Плотников стал ежегодно совершать поездки по России, чтобы, как он пишет в одном из писем ЭО РМ, «увековечить те памятники, которые, представляют несомненный художественный интерес, и которых еще настигла рука вандала-разрушителя». В 1907 году совершил поездку по Архангельской и Олонецкой губ., во время которой им была приобретена коллекция саамских вещей и предметов (Колл. № 1233 – 1-33): головные уборы – мужская зимняя шапка (латушка); праздничный женский головной убор (шамшир); косынка; женская рубаха, сшитая из сукна (юпа); мужская и женская обувь – каньги, сшитые из оленьих шкур, с характерным для саамской обуви с острым, загнутым носком; женские зимние рукавицы из оленьих камысов (койбинцы); утварь (берестяная коробка для соли, ложка); оленья упряжь.

В последующие годы (1908-1914 гг.) Плотников совершил еще несколько поездок на Кольский полуостров, в результате которых были приобретены еще три саамские коллекции (Колл. №№ 1504, 1507, 3018. Всего – 63 экспоната): вежа – саамское конусообразное жилище из жердей, крытое древесной корой; макет кережи – однополозных, бескопыльных саней; отдельные части повседневной одежды саамов (мужские и женские головные уборы, обувь); оленья упряжь; различные талисманы (волчьи и медвежьи зубы), утварь, охотничье снаряжение.

К числу уникальных саамских экспонатов приобретенных Плотниковым относятся деревянные «христианские святцы» (Вус тухты – Колл. 1507-22). Он представляет собой четырехгранный деревянный брусок (дл. 54,5 см, шир. 3 см), с зарубками на ребрах (обозначающих количество дней в месяцах) и специальными значками (кресты различной формы) на плоскостях, которыми отмечены соответствующие даты христианских праздников (средние, великие и двунадесятые). Сходные по структуре, но различающиеся по форме календари были достаточно широко распространены среди промыслового населения Европейского Севера и Сибири (русских, карел, коми, ненцев, якутов и др.).

В 1909 г. В.А. Плотников передал в ЭО РМ коллекцию из 24 фотографий, выполненным им во время поездки по Кольскому полуострову (АРЭМ, ф.н. № 3067 – 1-24).

На них запечатлены следующие темы и сюжеты, характеризующие различные стороны жизни саам:

– Типы жилищ: конусообразное из жердей (вежа – АРЭМ, ф.н. № 3067 – 8/1-2); бревенчатый амбар на столбиках (АРЭМ, ф.н. № 3067 – 4/1-3; 5, 7); землянка (АРЭМ, ф.н. № 3067 – 9, 10/1-2); легкая, разборная коническая постройка из жердей, покрываемая парусиной (кувакса – АРЭМ, ф.н. № 3067 – 11);

– Средства передвижения: оленьи нарты на высоких копыльях (АРЭМ, ф.н. № 3067 –12/1-2); кережа с запряженным оленем (АРЭМ, ф.н. №. 3067 –13/1-2);

– Антропологические типы в традиционных костюмах;

– Типы надмогильных памятников: дощатые прямоугольные домовины с плоской крышей, увенчанной продольным с резным гребнем (АРЭМ, ф.н. № 3067 –14, 15, 16);

– Жанровые сцены: группа мужчин и женщин, вытаскивающих лодку на берег (АРЭМ, ф.н. № 3067 –18).

В 1908 г. Плотников совершил поездку в Пермскую губернию. В результате этой поездки в Соликамском и Чердынском у. Пермской губ. Плотниковым была собрана большая коллекция этнографических предметов, характеризующие различные стороны жизни коми-пермяков (Колл. № 1468 – №№ 162). Основу коллекции составляют комплекты мужского и женского коми-пермяцкого традиционного костюма (№№ 108): женские и мужские головные уборы – кокошники, шамшура, платки из браного холста, шляпы мужские (катанка); женская одежда – рубахи из домотканины, сарафаны – дубас, китаешни, передник (запон); женские кофты (шабур); мужские рубахи из пестрядины; полотенца; мужские и женские пояса; мужские и женские чулки; обувь – лапти, коты. Разнообразными предметами представлена также домашняя утварь и женские украшения: плетенные (из бересты, льна, корневища) и вырезанные солоницы в форме утки, поварешка, деревянный поднос, корзинки; литые оловянные, медные и бронзовые серьги; перстни. Сравнительно небольшую часть (№№ 8) составляют предметы религиозного культа – медные и серебряные нательные кресты, ящик для хранения восковых свеч.

Этнографически репрезентативны и фотографии, выполненные Плотниковым во время его поездки по Пермскому краю (АРЭМ, ф.н. № 2855 – №№ 50).

На них запечатлены следующие темы и сюжеты:

– Фотографические снимки культовых зданий и религиозных обрядов. Культовые постройки представлены следующим кругом фотоснимков: часовни д. Лобанова (РЭМ, ф.н. № 2855 – 6); дд. Чурочева, Коча (РЭМ, ф.н. № 2855 – 26-28) – шатровые часовни, покрытые тесом; церковь в д. Коча (РЭМ, ф.н. № 2855 – 30). Особый интерес представляют фотографии внехрамовых служб. На одной из них (РЭМ, ф.н. № 2855 – 8) зафиксирован молебен в с. Кудымкар: на фотографии группа людей, стоящих на улице, над которыми возвышаются хоругви. Еще одна группа фотографий воспроизводит молебен д. Коча (РЭМ, ф.н. № 2855 – 31/1-3): сняты отдельные этапы молебна. На первой из них (РЭМ, ф.н. № 2855 – 31/1) видна большая группа людей (некоторые из них на лошадях) с хоругвями, стоящих на берегу реки; на второй (РЭМ, ф.н. № 2855 – 31/2) эта же группа людей – часть из них (в том числе и те, кто на лошадях) стоят в воде; третий кадр сделан, по всей видимости, с лодки – на ней запечатлены стоящие в воде всадники (РЭМ, ф.н. № 2855 – 31/3). К коллекционной описи к этим фотографиям сделано пояснение, что молебен проводится для исцеления от болезней. Конкретная дата проводимого молебна не указывается.

– Похороны. В числе редких сюжетов – проводы покойника (посад Отиево – РЭМ, ф.н. № 2855 – 10): на фотографии лошадь, запряженная в сани, на которую установлен детский гроб из колоды на санях; могила, на которой вместо креста установлена передняя часть старых саней (посад Отиево – РЭМ, ф.н. № 2855 – 11);

– Общий вид поселений и типов домов: курная изба с двухскатной крышей; пятистенок обшитый тесом, под двускатной крышей, с резными наличниками окон;

– Хозяйственные занятия. На фотографиях показаны следующие жанровые сцены: женщины толкут жито в долбленых деревянных ступах; муж с женой возвращаются с сенокоса; слепой старик плетет корзину, женщина ткет пестрядь и др.

– Одежда и антропологические типы: фотографии мужчин и женщин в традиционной повседневной одежде; мужчина в зимнем охотничьем костюме и др.

К числу уникальных этнографических экспонатов из коллекций Плотникова относятся намогильные столбики (теремцы) из заброшенного старообрядческого кладбища в г. Кемь, поступившие в ЭО РМ в 1907 г. (Колл. № 1227-1-6.)

Кроме экспонатов и фото Плотниковым в фонды музея были переданы акварельные рисунки этнографического характера, выполненные им во время его экспедиционных поездок: саам в зимнем охотничьем костюме, с ружьем (Архангельская губ., Александр. у. пог. Пулозеро – АРЭМ, Колл. 2854-1), саамка в зимнем костюме (Архангельская губ., Александр. у. пог. Пулозеро – АРЭМ, Колл. 2854-1); коми-пермяк и коми-пермячка в традиционных костюмах.

Особый интерес вызывают акварельные рисунки Плотникова старообрядческих кладбищ г. Кеми и д. Вирма, выполненным им в 1907 г. На них изображены различные типы намогильных памятников: надгробные столбики-теремцы с резными крестами; старообрядческие дощатые домовины (АРЭМ, Колл. № 1278-7).

Коллекции:

Колл. № 1227 (№№ 6). Намогильные памятники со старообрядческого кладбища в г. Кемь. Архангельская губ., г. Кемь. Русские.

Колл. № 1233 (№№ 33). Предметы домашнего быта и традиционных хозяйственных занятий и промыслов (охота, оленеводство), одежда, обувь. Архангельская губ., уезд Кольский. Саамы.

Колл. № 1468 (№№ 162): комплекты мужского и женского коми-пермяцкого традиционного костюма; женские и мужские головные уборы – кокошники, шамшура, платки из браного холста, шляпы мужские (катанка); женская одежда – рубахи из домотканины, сарафаны – дубас, китаешни, передник (запон); женские кофты (шабур); мужские рубахи из пестрядины; полотенца; мужские и женские пояса; мужские и женские чулки; обувь – лапти, коты; домашняя утварь; предметы религиозного культа. Пермская губ, Соликамский и Чердынский у. Коми-пермяки.

Колл. № 1504 (1/124). Вежа – конусообразное саамское жилище, покрытое древесной корой. Архангельская губ., уезд Кольский. Саамы.

Колл. № 1507 (№№ 28). Предметы домашнего быта и традиционных хозяйственных занятий и промыслов (охота, оленеводство), одежда, обувь, головные уборы; предметы культа. Архангельская губ., уезд Кольский. Саамы.

Колл. № 3018 (№№1 а,в,с,д,е). Охотничьи принадлежности: рог для пороха /а/, костяная мерка /в/, железная отвертка /с/ с костяным черешком и кожаный кошелек /д/ унизанный на лицевой стороне бисером; привешены на ремешках к поясу /е/, украшенному разно-цветным бисером. Архангельская губ., Кольский п-ов, озеро Имандра. Лопари.

Акварели:

Колл. № 1278 (№№ 6). Акварель: старообрядческое кладбище, жилой дом. Архангельская губ., Кемский у., г. Кемь, д. Вирма. Русские.

Колл. № 2854 (№№ 2). Акварельные рисунки: Саам в зимнем костюме, саамка в зимнем костюме. Архангельская губ., уезд Кольский. Саамы.