Юозас Жиогас (1868/1869-1970) – католический священник / ксёндз, краевед, археолог-любитель, этнограф и распространитель запрещённой литовской печати.

Жиогас родился 15 марта 1868 (1869) г. в Йонишкской вол., д. Рубяжнинкай. Рос вместе с двумя сёстрами. Родители предоставили сыну возможность получить образование, он понимал, что таким решением сёстрам была нанесена обида, поэтому всю жизнь считал своей обязанностью заботиться о них.

В 1878 г. Жиогас поступил в Шяуляйскую мужскую гимназию. Учился очень прилежно, отличался старательностью и добросовестностью. После окончания гимназии в 1891/1893 г. поступил в Жемайтийскую духовную семинарию в Каунасе. Культивировавшееся в духовной семинарии пренебрежительное отношение к литовскому языку побудило его еще в студенческие годы присоединиться к сторонникам литовского национального движения, читать запрещённую литовскую печать, распространять идеи учреждения литовских школ.

В 1895 г. Юозас Жиогас был возведён в сан ксендза. Исполняя богослужебные обязанности в различных уголках Литвы – в Алуксте, Элерне, Кальнялисе, Гайде, Рагяляй, Ужвянтис, Рудишкес – он интересовался историей местности, археологическими памятниками, этнографией.

В 1898 г. Жиогас начал заниматься археологическими раскопками в Имбаре. При помощи местных жителей в 1898-1908 гг. он обследовал три кургана на северо-востоке Литвы и пять могильников в Жемайтии (Имбаре, Кулсодис, Лапушишке, Нюрвенай, Сакуочяй и Шатейкяй). Жиогас сохранял любую из сделанных им самим фотографий раскопок, каждый план, рисунок и описание находок. Все археологические предметы он тщательно нумеровал и измерял. Кроме того, он собирал предания и истории, связанные с исследуемыми объектами. Весьма важным делом он считал просветительскую деятельность, поэтому рассказывал о находках крестьянам, ксёндзам, помещикам, побуждал их интересоваться историей края, просил не уничтожать ценных археологических памятников. Сведения о значительных местных памятниках старины он публиковал в местной печати.

Жиогас интересовался работами других археологов, был знаком с литературой по археологии того времени, свои открытия сравнивал с уже описанными в научной литературе, искал лучшие способы каталогизации археологических находок, сотрудничал с учредителем музея в Каунасе Константином Гуковским, переписывался с другими просветителями того времени по вопросам, касающимся краеведческой деятельности.

7 апреля 1907 г. на правах члена-учредителя Жиогас участвовал в учредительном собрании Литовского научного общества (далее - ЛНО). Позднее на собраниях этого общества он читал доклады о своих исследованиях, писал статьи. В октябре 1907 г. Жиогас подарил создававшемуся при ЛНО музею сделанные им фотографии. Краевед делился опытом по надзору за археологическими материалами и их хранению в музее ЛНО. Библиотеке, создававшейся при ЛНО, он подарил книги и собрание песен, записанных в окрестностях деревни Гайде.

В 1908 г. по приглашению доктора Йонаса Басанавичюса Жиогас прочитал доклад «О могильнике в Лапушишкес и найденных в нем предметах», который позднее был опубликован в издании общества «Lietuviq tauta». После прочитанного доклада и публикации его археологические исследования, а также и собрание древностей получили более широкую известность. Ими заинтересовались и другие исследователи литовской старины. Басанавичюс считал его образцовым сельским интеллигентом, собирающим необходимый для научных исследований материал, спасающим памятники старины от исчезновения.

Жиогас интересовался народным творчеством, записывал народные песни, коллекционировал старинные народные инструменты, собрал коллекцию роговой посуды. В 1919 г. в издании ЛНО «Lietuviq tauta» он опубликовал статьи по этнографии «Apie kulinę su ūku» (неперевод. название литовского музыкального инструмента), «Кубки и ковши древних литовцев (Senovės lietuvių taurės ir kaušai) ». Обе статьи представляют интерес и для современной этнографии. В первой статье зафиксировано, что в конце ХIХ-начале ХХ в. в Вильнюсской и отдельных местностях Каунасской губ. был распространен музыкальный инструмент под названием «кулине су уку» (kulinę su ūku); в народе его называли дудкой (duda) или лабанорской дудкой (labanoro dūda). В начале XX в. на ней (дудке) играли в каждом селе; были и свои музыканты - виртуозы. С присущей ему скрупулёзностью Жиогас описал устройство инструмента, перечислил все его части, объяснил, каким образом и из чего мастера изготовляли эти дудки, как украшали их деталями из латуни. Он также объяснил, почему жители Лабанора стали называть кулuне лабанорской дудкой, привел сведения о том, какие музыкальные инструменты использовались в других регионах Литвы – написал о дудках (duda), бандурках (bandurka - струнный инструмент). Во второй статье описаны кубки (taurės) и ковши (kaušai), сделанные из рогов зверей и скота. Приводятся исторические сведения о том, как они использовались в других краях и во дворцах литовских князей, анализируются источники, в которых упоминается о рогах, предназна¬чавшихся для питья и о традициях, связанных с употреблением напитков.

По просьбе профессора Эдуарда Вольтера, Жиогас фотографировал костёлы, кресты, лопасти прялок и др. этнографические объекты. В 1912 г., приехав в Мядингенай собирать материалы для ЭО Русского музея, Вольтер гостил у Жиогаса; осмотрел и описал его собрание, а также приобрел для ЭО коллекцию авторских фотоотпечатков, 54 из которых сохранились в РЭМ до настоящего времени и активно используются в публикациях и на экспозициях музея.

В 1912 г. Жиогас отошёл от активной общественной деятельности, не занимался больше раскопками, не публиковал собранных материалов, даже перестал участвовать в съездах ЛНО. Перед Басанавичюсом он оправдывался тем, что заниматься всем этим ему не позволяют нехватка средств и церковные заботы. Два последних десятилетия своей жизни Жиогас только приводил в порядок коллекцию древностей – чистил, фотографировал и описывал экспонаты.

Согласно завещанию, составленному в 1935 г., Жиогас намеревался подарить всю археологическую коллекцию Каунасскому музею культуры им. Витаутаса Великого. Однако незадолго до смерти он отказался от этого намерения и 13 сентября 1935 г. подарил её ксендзу К. Купрюсу-Купрявичюсу, который уже на другой день после покупки увёз собрание в Кретингу. 21 сентября 1935 г. Юозас Жиогас умер. Так как он не изменил своего завещания, Государственная археологическая комиссия стала хлопотать о возвращении археологического собрания и передаче его в Каунасский музей культуры. Однако в Кретинге оказалось не всё музейное имущество. В настоящее время коллекция Юозаса Жиогаса хранится в Шяуляйском музее «Aušra». В неё входят 1023 предмета.

Будучи всего лишь археологом-любителем, ксёндз Юозас Жиогас в своих статьях, посвящённых археологии, не пытался делать широких обобщений, не решал вопросов, связанных с культурной принадлежностью памятников или с их датировкой. Его публикации интересны тем, что нередко они являются единственными источниками сведений о некоторых, ныне уже не существующих, археологических памятниках и этнографических объектах.

В Российском этнографическом музее хранятся 54 отпечатка с подписями Ю. Жиогаса на литовском и русском языках; они вошли в состав 2-х фотоколлекций, приобретенных Э. А. Вольтером. Фактически все фотоотпечатки имеют на обороте личную печать, подпись и надписи, выполненные рукой священника Юозаса / Иозаса Жиогаса (kuningas Juozas Ziogs).

Исключительную значимость этой коллекции придают подробные авторские описания сюжетов, истории объекта и явления, обстоятельств съемки. Фотосъёмка была осуществлена им в 1902, 1903, 1907, 1908 гг. в 22 местечках, селах, деревнях и монастырях четырех уездов Ковенской губ. — Тельшевском, Ново-Александровском, Вилькомирском и Шавельском.

Фотоколлекции:

№ 2965-40,41/1,2. Отпечатки - 2 №№ . 1912 г.

№ 4118-1-52. Отпечатки, почтовая открытка - 52 №№. Поступила в музей в 1909 г. , зарегистрирована в 1911 г. На фотографиях представлены: почитавшиеся культовые объекты Жемайтии: придорожные, приусадебные и намогильные кресты, кладбища, церкви.

Литовцы-жемайты