Игнас Кончюс - физик, этнограф, известный общественный и культурный деятель.

Родился 31 июля 1886 г. в Тельшяйском уезде, Жаренской вол., д. Пурвайчяй, в крестьянской семье. В 1903 г. он окончил прогимназию в Паланге, учился в гимназии г. Лиепайя. В 1907 г. поступил в Петербургский университет на физико-математический факультет. Изучая физику, увлёкся историей, примкнул к кружку литовских студентов - устраивал вечера, читал лекции. В университете Кончюс познакомился с профессором Эдуардом Александровичем Вольтером, слушал его лекции по этнографии литовцев и латышей, с его помощью подготовил указатель по сбору и классификации материалов о жемайтийских постройках. В 1910-1911 г., ещё будучи студентом, поощряемый профессором, Кончюс начал исследовать жемайтийские кресты и деревянные каплички. Э.А. Вольтером во время его экспедиции в Литву в 1911 г. были закуплены фотоотпечатки И.Кончюса.63 №№). Подтверждением авторства Кончюса являются инициалы «J. K», которые он ставил в правом нижнем углу отпечатка черными чернилами и размещённые там же надписи на литовском и русском языках, выполненные одним почерком. Съёмка была осуществлена им на территории Жемайтии, в основном в Плунгянах и его окрестностях в 1910 г. На этих фотографиях запечатлены уникальные культовые памятники Жемайтии: придорожные и намогильные кресты, каплички, дома разного типа. Многие памятники культуры, зафиксированные Кончюсом, не сохранились до настоящего времени, поэтому фотоснимки являются уникальными свидетельствами народного католичества и религиозного искусства.

В 1913 г. Кончюс окончил университет и вернулся в Литву. Год работал учитeлeм математики и природоведения в женской гимназии г. Паланги. Когда началась Первая мировая война, Кончюс, спасаясь от наступавшего фронта, бежал в Петербург. Там он создал Товарищество по оказанию помощи литовцам, пострадавшим от войны. В 1915 г. читал лекции по физике и математике в женской гимназии г. Паланги на территории Эстонии, в городе Выру, куда гимназия была эвакуирована на время войны. В 1920 г. работал ассистентом в Ставропольском сельскохозяйственном институте, организовал Комитет по оказанию помощи беженцам и был его председателем.

В 1921 г. Кончюс вернулся в независимую Литву и устроился на работу в Дотнувское (местечко Дотнува) сельскохозяйственное и лесохозяйственное училищe. Научную работу он сочетал с краеведческой деятельностью. Вместе с преподавателями и студентами, увлекавшимися краеведением, учредил Кружок по ознакомлению с родным краем. В 1924 г. Кончюс подготовил первый в Литве учебник «Метеорология». По просьбе Министерства сельского хозяйства он обследовал Палангский край: вместе со своим коллегой и другом профессором Викторасом Руокисом собирал в окрестностях Паланги материалы об особенностях погоды на взморье, о почве, флоре и фауне, об этнографии края. В 1926 г. Кончюс опубликовал материалы исследования в книге «Palangos krastas». После преобразования училища в Сельскохозяйственную академию он был назначен на должность доцента, а в 1925 г. был избран секретарем Совета профессоров академии.

Осенью 1926 г. Кончюс переселился в Каунас и получил должность доцента кафедры экспериментальной физики факультета математических и естественных наук Литовского университета. В 1932 г. был удостоен звания экстраординарного профессора. В 1931-1940 гг. заведовал кафедрой физики. Работая в университете, Кончюс не ограничивался академическими занятиями. Он принимал активное участие в общественной и просветительской деятельности. С 1927 г. был активным сотрудником журнала «Kultūra». Больше всего он заботился о сохранении культурного наследия. Работая с 1931 г. в Государственной археологической ко¬миссии, подготовил закон об охране памятников старины, принимал участие в различных этнографических экспедициях. Им были организованы курсы для собирателей этнографических материалов. Желая оказать помощь Шяуляйскому музею «Aušra» и Тельшяйскому музею «Alka», он собирал материалы по этног¬рафии, сотрудничал с музейными работниками Кретинги и Алитуса. В 1942 г. Кончюс стал членом Службы по охране памятников культуры, был инициатором учреждения Музея отечества и Каунасского зоопарка. При этом Кончюс не прекращал свое исследование жемайтийских крестов и каплиц, начатое еще в 1932 г. Регистрируя и фотографируя эти этнографические объекты, Кончюс ежегодно проезжал 400-500 километров. Он зарегистрировал свыше 3200 деревянных скуль¬птур с изображением святых, крестов, капличек и подсчитал, что в Жемайтии на один в среднем километр приходится 1,3 святого или на одного святого - 0,7 километра. Кончюс обращался с призывами снимать на плёнку и записывать ценные для сохранения исторической памяти Литвы рассказы об установлении крестов и капличек.

Данные о собранном материале Кончюс печатал в журналах «Soter» и «Gimtasai Кraštas», негативы фотографий сдавал на хранение в музеи, а обобщенные ре¬зультаты исследования опубликовал в иллюстрированном издании, состоящем из семи глав «Žemaicių kryžių ir koplytėlių statistika» (\\\\\\\\\\\\\\\"Статистика жемайтийских крестов и капличек\\\\\\\\\\\\\\\"). В печати он призывал и других фотолюбителей и ремесленников фиксировать на плёнку труд сельских жителей, используемые ими орудия труда, сельскохозяйственные орудия, предметы домашнего обихода, одежду. Негативы и позитивы его фотографий хранятся в Российском этногра¬фическом музее в Санкт-Петербурге, Каунасском художественном музее им. М. К. Чюрлёниса, Шяуляйском музее «Aušra».

В 1939-1940 гг., после возвращения Литве города Вильнюса, профессор Кончюс был назначен управляющим делами Вильнюсского университета. Однако он не задержался в нём долго. Сложив c себя обязанности, он вернулся в Университет Витаутаса Великого и вплоть до закрытия университета в 1943 г. заведовал кафедрой физики.

В 1941 г. Кончюс был арестован большевиками и помещён в Каунасскую тюрьму, а в начале войны находился в заключении в Вильнюсской, а затем в Минской тюрьмах. По счастливой случайности он уцелел во время расстрела заключённых под местечком Червень в Белоруссии. Вернувшись из тюрьмы, в годы немецкой оккупации Кончюс продолжил работать в университете и заботился о социальном попечительстве - исполнял обязанности председателя Главного комитета взаимопомощи. В июле 1944 г. вместе с сыновьями Людасом и Витаутасом профессор Кончюс эмигрировал в Германию. Работал в Правлении союза литовцев в Берлине. В 1945 г. организовал в лагере для беженцев, находившемся в Баварии - в г. Байройте (Bayreuthe), Комитет взаимопомощи и возглавил его. В 1947-1954 гг. Кончюс участвовал в Академическом движении скаутов. В 1949 г. он поселился в Бостоне (США), работал в Исследовательской лаборатории университета Тафта. Занимался резьбой по дереву и писал воспоминания. В 1961 г. Кончюс выпустил уникальную книгу воспоминаний «Žemaičio šnekos» («Речи жемайтийца»), а в 1965 г. - «Žеmaičių kryžiai ir koplytėlės» («Жемайтийские кресты и каплички»). Умер Кончюс в 1975 г. в Путнаме и был похоронен на литовском кладбище Св. Казимира. В сентябре 1996 г. его останки перезахоронены на кладбище Расу (Россы) в Вильнюсе.

Коллекции РЭМ:

Коллекции И. Кончюса в составе фотоколлекций, прио6ретенных Э. А. Вольтером. 63 №№.

№ 2965-1-25; 27-29; 42-52; 54-67; 71-80. Отпечатки - 59 №№. 1912 г. Ковенская губ., Тельшевский у. На фотографиях представлены: придорожные и намогильные кресты, каплички, дома разного типа.

Литовцыl-жемайты

№ 2984-1-4. Отпечатки.- 4 №№. 1912 г.

Курляндская губ., Фридрихсгамский у. (?), м. Эллерн; Гробинский у., м. Поланген, м. Альшванген.

На фотографиях представлены типы «Проклятой горы», костела.

Литовцы-жемайты, латыши(1 отпечаток).