Иван Яковлевич Билибин – выдающийся художник книги и театра, иллюстратор русской сказки. Родился в семье петербургского военно-морского врача Якова Ивановича. Мать – Варвара Александровна (в девичестве Бубнова).

И.Я. Билибин - один из самых ярких представителей русского модерна. Для всего его творчества, начиная с самых ранних работ, характерны плоскостность, приближенность рисунка к орнаменту, графичность, стремление к синтезу декоративного и изобразительного начал. В отличие от других художников этого направления, в манере И.Я. Билибина отсутствуют загадочная многозначительность, рационализм и археологизм. Основополагающим источником его вдохновения стало русское народное искусство. Главная среда его деятельности – книга, позднее – театр.

В 1895-1898 гг. учился в школе Общества поощрения художеств,в 1898 г. посещал знаменитую школу А.Ашбе в Мюнхене.В течение 1899-1900 гг. был учеником И.Е. Репина.

С 1900 по 1903 гг. учился в Академии Художеств.

Первые опыты в книжной иллюстрации относятся к 1899 году. По заказу экспедиции заготовления государственных бумаг он создаёт серию иллюстраций к русским народным сказкам («Царевна-лягушка» и др.). Во многих работах заметно влияние творчества В.М. Васнецова.

С 1900 г. принимает участие в выставке с объединением «Мир искусства».Будучи членом этого объединения, становится «специалистом» по Древней Руси.

Интерес к народной культуре сформировался в юности, подкрепился учебой в школе-мастерской княгини М.К. Тенишевой. Опыт \"этнографической\" работы И.Я.- зарисовки крестьянской архитектуры, народного костюма был предпринят в ходе многих поездок. Так, будучи летом 1899 г. в гостях у своих знакомых в с. Ёгна Весьегонского у. Тверской губ. и разъежая по окрестным русским и карельским деревням, он сделал зарисовки, которые позже легли в основу серии изображений русских и карельских крестьян в народных костюмах (они были опубликованы в том числе как почтовые открытки). Он неоднократно приезжал в эти места и позже.

Летом 1903 г. как корреспондент Этнографического отдела Русского музея он предпринял поездку на Русский Север с целью – как указывалось в удостоверении на его имя за подписью Товарища управляющего церемонимейстера Двора Его Величества Н.Д. Толстого – «производства научных этнографических изысканий, приобретения этнографических коллекций и фотографирования местностей, жилищ, типов и разного рода этнографических предметов». В Олонецкой губернии Билибин посетил Повенецкий, Пудожский, Каргопольский и Петрозаводский уезды. Наиболее интересные материалы экспедиции он опубликовал в 11-м номере 1904 г. «Мира искусства»: памятники деревянного зодчества, вышивки, набойки, кружева, домашнюю утварь.Осенью 1904 г. была предпринята экспедиция в уже известные ему карельские деревни Весьегонского уезда Тверской губернии. Привезённые экспонаты - женские головные уборы образцы вышивок к легли в основу формировавшегося тогда в ЭО собрания по тверским карелам.Карельские экспонаты синхронны аналогичным коллекциям М.В. Михайловской в МАЭ и Т. Швиндта в Национальном музее (Хельсинки).

Эти путешествия на Север, куда устремились за поисками творческого вдохновения многие художники, помогли И.Я. Билибину избрать свою ведущую – “сказочную тему”, определили его любовь и интерес к народному искусству. В 1911 г. на Всероссийском съезде художников И.Я. представил доклад «Русское деревянное зодчество». Его статьи «Остатки искусства в русской деревне», «Народное творчество Севера», «Несколько слов о русской одежде XVI-XVII вв.» до сих пор не потеряли научной ценности.

Двадцатые годы художник проводит в Египте, затем живёт в Париже. В 1936 г. он возвращается на Родину.

Коллекции:

№ 276. 1-61

Головные уборы, вышивка (от головных уборов)

1903 г.

Тверская губ., Весьегонский уезд, Чамеровская волость. д. Чурилково

Карелы-староверы.

№ 442. 1-13. (12 – карелы-староверы, 1 – русские)

Сукман, головные уборы, фартук, полотенца и концы к ним.

Тверская губ., Весьегонский уезд, Чамеровская волость. д. Чурилково

Архивные материалы:

Архив РЭМ Ф.1. оп. 2. Д. 37 - Переписка с И.Я. Билибиным