на первую страницу системы
На главную страницу раздела На главную страницу системы
    Итс Р.Ф. Введение в этнографию: Учебное пособие. Л., 1991    
   
| << назад | аннотация | оглавление | далее>>  |

Глава V

ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ НАРОДОВ МИРА

Расселение человека по Земле завершилось в конце верхнего палеолита в том смысле, что к этому времени древние люди уже проникли во все районы современной ойкумены. Побудительной причиной передвижения палеолитических людей на новые неизведанные земли явился рост их численности и поиски средств существования - охотничьей добычи, съедобных кореньев, ягод, насекомых и других объектов собирательства.
Охота, с одной стороны, собирательство дикорастущих растений - с другой, породили два величайших открытия, во многом способствовавших прогрессу человечества и мировой цивилизации,- возможность приручать диких животных и искусственно выращивать полезные растения - злаковые, клубнеплодные и корнеплодные. К этим двум открытиям человечество шло миллионы лет.
Земледелие и животноводство появились 12-14 тысячелетий тому назад. В наиболее благоприятных районах развилось ручное земледелие, дававшее достаточно стабильные средства к существованию, которые не зависели от случайностей охотничьей добычи или улова рыбы. Развитие ручного земледелия и одомашнивание животных, создание таких видов домашнего скота, которые приносили наибольшую пользу, привели в свою очередь к тому, что где-то 6-8 тысячелетий тому назад соединились скот как тягловая сила с усовершенствованным орудием земледельческого труда - сохой или плугом. Возникло пашенное, плужное земледелие, позволившее в еще большей степени повысить производительность труда, легче добывать средства существования, увеличить появившийся уже на стадии ручного земледелия прибавочный продукт.
В ряде обширных районов ойкумены до возникновения пашенного земледелия произошло первое крупное разделение труда - животноводство отделилось от земледелия и скотоводство

-97-


у многих народов зоны Великой Евроазийской степи и ряда других мест стало основной отраслью хозяйства. С развитием пашенного земледелия и скотоводства произошло второе крупное разделение труда - в самостоятельную хозяйственную отрасль выделилось ремесло.
По мере развития классового общества, которое могло возникнуть только на основе хозяйственной деятельности, дающей прибавочный продукт - материальную основу имущественного и затем классового неравенства,- выделились торговля (купечество), а в эпоху капитализма - промышленное производство.

Выделение хозяйственно-культурных типов

Хозяйство всех этносов докапиталистической эпохи строилось либо на первоначальных видах занятий - охоте, собирательстве, рыболовстве, либо на ручном земледелии и скотоводстве, либо на пашенном земледелии. Распространение того или иного вида зависело от социально-экономического уровня развития этноса и той физико-географической ситуации, в которой данный этнос обитал.
Советские ученые М. Г. Левин и Н. Н. Чебоксаров предложили классифицировать отмеченные виды занятий как три последовательных хозяйственно-культурных типа. Крупный советский специалист по кочевым народам Г. Е. Марков, подчеркивая распространенность скотоводства и его значение в жизни многих этносов, резонно предлагает оба элемента второго типа рассматривать как самостоятельные хозяйственно-культурные типы. Первым хозяйственно-культурным типом являются охота, собирательство и рыболовство. Вторым - ручное (включая мотыжное) земледелие и скотоводство. Третьим - пашенное земледелие.
Расселяясь по Земле, человек сталкивался с различными физико-географическими условиями, которые оказывали влияние на тип его основных занятий и на многие стороны материальной культуры. Причем чем дальше в глубь веков, тем более зависимой от географической среды является хозяйственная деятельность людей. Сходные условия, как климатическо-ландшафтные, так и флоро-фаунистические, способствовали появлению у различных по своему происхождению этносов однотипных производственных приемов, орудий труда, объектов материальной культуры.
Как замечал в начале 50-х годов выдающийся советский исследователь палеолита С. Н. Замятин, для палеолитической эпохи локальные различия между отдельными коллективами людей в области производства и материальной культуры зависят от природных условий и степени приспособления к ним чело-

-98-


века. С течением времени растет независимость людей от природы, локальные различия проступают наиболее явственно в духовной культуре, которая, возникая на основе экономической жизни общества, отражает само общественное бытие. Поскольку материальная и духовная культуры связаны с хозяйственной деятельностью в конкретно-исторических условиях, то внутри генеральных хозяйственно-культурных типов можно выделить подтипы, обусловленные ландшафтно-климатическими зонами. В них объединяются этносы по признакам сходства прежде всего основных занятий и ведущих элементов материальной культуры - пищи, одежды, жилища.
Генеральное деление на три хозяйственно-культурных типа отражает три последовательных этапа развития производительной деятельности людей. В силу того обстоятельства, что первый тип связан с добычей единственных для того периода источников существования - дикорастущих растений и диких животных, как сухопутных, так и водных, в западной литературе он называется «присваивающим типом хозяйства». В таком терминологическом сочетании отчетливо выражено представление о потребительском отношении первобытного человека к природе и ее дарам. На самом деле, как замечают С. А. Токарев и Н. Н. Чебоксаров, трудовая деятельность людей в этот период не была только присвоением; чтобы «присвоить» продукт природы, люди в отличие от животных занимались сложной трудовой деятельностью, выражавшейся в изготовлении орудий труда, специальных приспособлений, создании особых организационных форм для ведения охоты и рыбной ловли.
Главной же характеристикой первого хозяйственно-культурного типа была его низкая продуктивность, зависящая от случайных факторов, не дававшая возможности получения прибавочного продукта. Исключение уже в эпоху распространения "в основных районах ойкумены второго хозяйственно-культурного типа составляли отдельные группы оседлых рыболовов и охотников за морским зверем на окраинах ойкумены, у которых был некоторый прибавочный продукт и первоначальное имущественное неравенство, приведшее к появлению домашнего рабства. В целом же, как отмечают Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «на базе охоты, собирательства и рыболовства нигде не возникало ни одно развитое классовое общество. Пока эти отрасли хозяй-ства были единственными и ведущими, человечество не могло выйти из рамок первобытнообщинного строя» 1 .
Хозяйственно-культурные типы второй группы, основанные на ручном земледелии, куда входят занятия, связанные с обработкой земли с помощью мотыги, кетменя, палки-копалки, буйволов, подсечно-огневым и другими способами, и скотоводстве как

1 Чебоксаров Н. Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. 2-е изд., М., 1985. С. 180.

-99-


самостоятельной отрасли, уже дают стабильный прибавочный продукт. Создается возможность делать запасы продовольствен ных культур и скота, пасущегося на подножном корму. Имущественное неравенство становится историческим фактом и ведет к образованию классового общества и государства. Процесс классообразования наиболее интенсивен в зоне распространения третьего типа - пашенного земледелия, который дает самый высокий в докапиталистическую эпоху уровень производительности труда и разнообразные формы эксплуатации.
Экономической базой всех высокоразвитых цивилизаций Азии, Африки и Европы являлось пашенное земледелие, а экономической базой классового общества во всех частях ойкумены служили второй и третий хозяйственно-культурные типы, которые основывались на сельскохозяйственном производстве (земледелии или скотоводстве).
Эпоха первоначального накопления капитала, в период которой капиталистическая Европа колонизовала Новый Свет, Австралию и Океанию, многие районы Азии и Африки, резко нарушила распределение сложившихся хозяйственно-культурных типов на большей части планеты. В капиталистическую эпоху, хотя и в разной степени, сохраняются все три типа, и в сельскохозяйственном производстве третий тип остается определяющим, изменяется лишь традиционное распределение традиционных хозяйственно-культурных типов и их разновидностей по ланд шафтно-климатическим зонам. Так, под влиянием колонизаторов в Новом Свете и в Австралии возникает пашенное земледелие, а в Новой Зеландии - овцеводство. Появление после испанского завоевания на американском континенте лошади привело к существенным переменам в жизни охотников прерий, хотя они и остались представителями первого хозяйственно-культурного типа.
Изменения традиционных форм хозяйствования, под влиянием колониальной экспансии и развития промышленного капиталистического производства происходили в течение почти трех столетий с момента открытия Америки. Если для Нового Света они завершаются к XVII - началу XVIII в., для Африки в XVIII в., то для Австралии, Океании и Азии - в конце XVIII - первой половине XIX в. Таким образом, характеристика распространения традиционных хозяйственно-культурных типов у народов мира в их ландшафтно-климатической специфике может быть дана с древнейших времен только до XVII-XVIII вв.
Для классификации народов по хозяйственно-культурным типам воспользуемся данными, изложенными в работах М. Г. Левина и Н. Н. Чебоксарова - создателей этой классификации. Главным в характеристике подтипов каждого типа является обитание народов в одном из основных климатических поясов земли - теплом (тропическом, субтропическом), умеренном и холодном (полярном, приполярном), а также в увлажненной и засушливой

-100-


зонах. Отсюда могут быть типы лесные, степные, пустынные, полупустынные, переходные - лесостепные, лесотундровые или высокогорные, прибрежные и т. п.

Локальные группы первого хозяйственно-культурного типа

В период палеолита охота, собирательство и рыболовство были основными занятиями населения Земли. Практически в неизмененном виде с тех отдаленных периодов этот хозяй ственно-культурный тип сохранился как у лесных охотников и собирателей, так и у прибрежных (на реках, озерах, у моря) рыболовов и собирателей жаркого пояса. К ним современная этнография относит небольшие по численности этносы или изолированные части этносов, живущие в тропической и субтропической полосе земного шара.
В Новом Свете к ним относятся малоисследованные индейцы бассейна Амазонки, в Африке - пигмеи бассейна реки Конго, в Южной Азии - расселенные в южной части Индии небольшие дравидо- и мундаязычные группы (потомки аборигенного населения Индостана) и на острове Шри Ланка - ведда, а на Андаманских островах - андаманцы. На островах Индонезии, Филиппин, на полуострове Малакка к ним принадлежат кубу (2 тыс.) Суматры, пунаны (40 тыс.) Калимантана, аэта Филиппин, семанги и сенои Малакки. С андаманцами - рыболовами и собирателями жаркого пояса сближаются «морские кочевники», или оранг-лауты (95 тыс.) Калимантана и соседних островов Индонезии.
В Юго-Восточной Азии, как и в южной части Индостана, последние десятилетия идет процесс преобразования охотничье-рыболовного и собирательского хозяйства указанных выше народов, связанный с проникновением (вслед за ликвидацией намеренной изоляции их в эпоху колониализма) ручного земледелия и товарно-денежных отношений. Чуть раньше переход к земледелию и отчасти лесным промыслам совершили мон-кхмероязычные кава, чжуандуноязычные хайнаньские ли и этнические подразделения ами и атаял тайваньских гаошань южной части Восточной Азии.
Такой переход способствовал оседанию народов, однако в материальной культуре сохранились многие элементы, порожденные древнейшим хозяйственно-культурным типом. К таким элементам, по мнению Н. Н. Чебоксарова, относятся формирование небольших охотничьих или собирательских групп, примитивные постройки в виде ветровых заслонов, жилища на деревьях, времянки - хижины из ветвей, коры, листьев, практически полное отсутствие одежды, использование в качестве орудия охоты (на сухопутных животных и рыбу) лука и стрелы, а также духового ружья - полой палки сумпитан или сарбакан, а для

-101-


собирательства - палки-копалки или каменного, раковинного, бамбукового ножа.
К югу и северу от жаркого пояса в примыкающих к нему степях и полупустынях у некоторых народов распространялся и сохранился по сей день подтип первого хозяйственно-культурного типа - охотников и собирателей засушливых степей и полупустынь теплого пояса. Представителями этого некогда широко распространенного типа в современном мире являются австралийские аборигены, ботокуды Южной Америки и бушмены Южной Африки. Как и у охотничьих народов жаркого пояса, для них характерен подвижный образ жизни, устройство временных жилищ, отсутствие одежды, но вместе с тем из орудий труда преобладает специфическое метательное оружие типа австралийского копья с копьеметалкой и бумеранга, особой пращи и стрел у ботокуда, маленького лука и отравленных стрел у бушменов.
Единственным домашним животным у охотников и собирателей как жаркого, так и теплого пояса Старого Света была собака, у австралийцев - полудикая собака динго. Объектом охоты являлись крупные животные и птицы (кенгуру, эму, страусы, вигонь и др.). Из-за роста численности членов ранних этнических групп происходило их дробление на более мелкие хозяйственно мобильные локальные группы. Иногда к этому подтипу относят калифорнийских индейцев, бывших преимущественно собирателями.
Чем дальше на юг и север от зоны степей и полупустынь теплого пояса, тем холоднее становился климат, но тем больше влаги получала почва, степи имели хороший травостой, который мог прокормить многочисленных и разнообразных представителей фауны. В этих условиях у охотников и собирателей степей, у рыболовов и собирателей рек умеренного пояса появляются существенные отличия в хозяйственной жизни и материальной культуре от рассмотренных выше подтипов.
Именно такой подтип был распространен у охотников на бизонов североамериканских прерий - алгонкинов, апачей, наваха, кри и др., а также охотников на гуанако районов Патагонии алакалуфов и она до колонизации. Видимо, в доземледельческий и доскотоводческий период этот подтип был свойствен народам, живущим в Южной Европе и Великой Евразийской степи.
Этнографические данные свидетельствуют, что для охотников на бизонов и гуанако была характерна коллективная охота с устройством загонов и ям-ловушек. Они вели полуоседлый образ жизни, так как в сравнительно близких пределах могли добывать достаточно пищи и широко использовали шкуры животных как покрышки для сооружаемых из жердей и ветвей конических и округлых жилищ. Вообще охотничью добычу они полностью утилизовали, запасая жир, употребляя жилы, кожу и шкуры для изготовления одежды и различных приспособлений для охо-

-102-


ты, собирательства и переноски тяжестей. Охота велась с помощью лука и стрелы, носила сезонный характер и являлась мужским занятием, женщины собирали съедобные коренья, ягоды, грибы, дикорастущий водяной рис. Существенно изменился быт охотников прерий после того, как в XVI в. европейцы завезли лошадей. Пешие охотники превратились в конных охотников на бизонов, и полуоседлый образ их жизни сменился на кочевой.
К группе рыболовов и собирателей этого подтипа относятся айны (Н. Н. и И. А. Чебоксаровы относят их к береговым собирателям и рыболовам умеренно теплого пояса, что справедливо по отношению к современному расселению айнов, но с учетом их прежнего местоположения и культурно-исторических контактов точнее было бы включать айнов в один подтип с нивхами), амурские народы-нивхи, негидальцы, ульчи, нанайцы, обские угорские народы - ханты и манси.
Главным занятием айнов до заимствования ими земледелия у японцев, как и у других перечисленных народов, было речное рыболовство и собирательство даров суши и моря (реки). Полуоседлый быт обусловливался сезонностью основного вида хозяйствования, когда периодически менялись места промысла, но уже имелись и. основные пункты поселений. На промыслах сооружались из тальника или ему подобного вида кустарников временные жилища, покрываемые сверху ветвями, корой (чаще берестой); в главном поселении у айнов были каркасные деревянные дома с камышовой обшивкой и кровлей, у нивхов, хантов и других амурских и обских народов - подобного же типа дома или землянки и полуземлянки с деревянным срубом, уложенным в предварительно вырытую яму. У всех этих народов сооружались на сваях срубные амбары для хранения пищевых продуктов, домашней утвари - деревянной или плетеной.
Для народов этого хозяйственно-культурного подтипа охота была побочным занятием. На изготовление одежды шла превосходно выделанная рыбья кожа, а на промысловую одежду - и рыбьи пузыри. Рыбу добывали сетями, ловушками, плетеными из тальника или других кустарниковых, острогами и гарпунами. Широкое распространение имело изготовление лодок-долбленок из ствола дерева.
Помимо рыбьей кожи, как уже говорилось, при изготовлении одежды использовались шкуры и кожи оленей, добытые на охоте или полученные путем обмена с оленеводами, шерстяные или другие ткани, полученные в обмен. Основу пищевого рациона составляли рыба и рыбий жир. Впрок вели заготовку юколы, рыбьего жира и рыбьей муки. Очень близки к такому типу были в прошлом ительмены Камчатки, жившие много севернее, но благодаря теплым течениям зона их обитания климатически может считаться переходной от умеренной к умеренно холодной. По данным С. П. Крашенинникова, давшего

-103-


первое подробное описание жизни и быта ительменов, их материальная культура имеет много прямых аналогий с нивхской и айнской.
Особый подтип составляют охотники и рыболовы северных таежных лесов, который был широко распространен по всей северной таежной зоне Старого и Нового Света, на американском и европейском севере и севере Сибири и был характерным для атапасков, саамов, юкагиров, кетов, селькупов. В настоящее время при значительной промысловой ценности добычи пушного зверя у енисейских кетов и селькупов, юкагиров, а также сохранившихся еще групп атапасков в Канаде и у саамов на европейском севере отчетливо выражена специфика данного подтипа. Наиболее четко он представлен сегодня у кетов, которых продолжают называть «пешими охотниками тайги».
У этих народов охота на дикого оленя или лося является основным занятием, столь же важна для них и рыбная ловля - добыча сиговых, осетровых и частиковых рыб, жир, юкола и мука которых заготовляются впрок. Шкура и кожа добытых на охоте животных, идет на изготовление как зимней (меховой), так и летней (ровдужной) одежды. Используют кеты и покупные или обмененные ткани, преимущественно сукно. Так как особых различий между охотой и рыболовством (по степени их социальной значимости) нет, то хозяйство подчиняется двум циклам: . зимне-весеннему - охоте и летне-осеннему - рыбной ловле. Поэтому помимо постоянных поселений для отдельных, обычно семейно-родовых групп с землянками, полуземлянками, чумами (переносные конические жилища с остовом из жердей, покрытые берестяными полотнищами или оленьими шкурами) или русско-сибирского типа срубными домами, имеются и временные промысловые стоянки. Во время промысла сооружается либо тот же чум (но меньшего размера), либо получум (жердевой остов покрыт берестой лишь с подветренной стороны), либо шалаш из веток, а то и просто снежная яма. Кеты практически ведут оседлый образ жизни.
Женщины, помимо сбора ягод, съедобных трав и корнеплодов, занимаются и рыбной ловлей. До появления огнестрельного оружия кеты охотились с помощью лука со стрелой и копья с ножевидным лезвием (пальма), для охоты на птиц применяли особую стрелу с наконечником в форме трезубца. Рыбу ловят сетями, плетеными ловушками (типа морды, верши), острогой, а на небольших реках устраивают запор (котец).
Основными средствами передвижения кетов являются широкие ступательные лыжи для зимнего периода, оклеенные камусом (шкурой с оленьей ноги), а для весеннего периода без оклейки - голицы. Кеты делают также лодки-долбленки из ствола осины, которые являются главным транспортным средством на воде. Грузы перевозят на ручных нартах. Важную роль в хозяйстве играют собаки, которых иногда используют как тягло

-104-


для перевозки людей или грузов на нартах, а также на охоте.
Очень близок и территориально и по своему общему характеру к описанному подтипу - подтип охотников лесотундры и тундры. Когда речь идет о сохранении хозяйственных и культурных особенностей этого подтипа, следует иметь в виду, что в современных условиях у охотников тундры Старого Света распространено оленеводство, которое существенно изменяет их традиционный быт. К такому подтипу первого хозяйственно-культурного типа относятся часть упомянутых уже саамов (лопарей) и юкагиров, а также долгане, нганасаны и материковые эскимосы Северной Америки. Объектом охоты этих народов, помимо дикого оленя, были песцы, мелкие грызуны, а также птица. До появления огнестрельного оружия охотились при помощи лука и стрелы, ставили силки, капканы. Эскимосы охотились на птиц с дротиками, а живущие на севере Старого Света - с обыкновенной палкой.
Главные черты материальной культуры вышеназванных народов подобны материальной культуре «пеших охотников тайги», изменение претерпела только одежда. У охотников лесотундры и тундры более утепленная зимняя одежда. Широко распространена длинная до пят глухая с пришивным капюшоном меховая кухлянка и высокие до бедра сапоги из оленьих камусов (бокари).
В сходных с описанным подтипом климатических условиях обитают охотники и рыболовы побережья холодных приполярных морей, которые сочетают ловлю лососевых с охотой на сухопутных животных в районе арктических морей или охоту на морского зверя с собирательством даров моря в антарктических морях. К первой группе данного подтипа могут быть отнесены сохранившиеся части некогда крупных этносов северозападного побережья Северной Америки - тлинкиты, хайда, а также алеуты, ко второй группе - аборигены Огненной Земли ямана (или ягана).
Особенности длительного пребывания в поисках пищи в бурных водах делали быт ямана кочевым или полукочевым. На берегу каждая семья имела полукруглую хижину из ветвей, крытую корой, на море семьи плавали в корьевых лодках (специально обработанная кора деревьев плотно сшивалась жилами животных и натягивалась на планочный каркас лодки). Здесь же в лодке на специальной земляной площадке постоянно горел костер. Для изготовления одежды широко использовали шкуры сухопутных и морских животных (ямана охотились на тюленей, других ластоногих и китов). Тюлени и киты были наряду с лососевыми основным объектом рыбной ловли у тлинкитов, хайда и алеутов.
У всех народов этой группы имелись постоянные поселения на берегу, они строили корьевые или кожаные лодки для морских плаваний, на изготовление орудий лова и охоты - гарпунов,

-105-


острог, стрел шла моржовая кость и кости других морских животных, кроме того, тлинкиты, алеуты и хайда были прекрасными резчиками по дереву. Эти народы пользовались специальными приспособлениями для защиты глаз от солнечного блеска, отраженного водой - деревянными очками-прорезами, козырь-ковыми шляпами, козырьками и т. п. Все они утилизировали тюлений и китовый жир. Сочетание рыболовства с охотой на сухопутных животных у тлинкитов, ведущих оседлый образ жизни, способствовало значительному экономическому прогрессу, появлению прибавочного продукта и даже домашнего рабства.
С культурой и бытом тлинкитов и алеутов чрезвычайно близко соприкасаются культура и быт арктических охотников. Этот подтип сложился в своеобразных условиях полярных районов Северной Азии у береговых чукчей и коряков и у эскимосов Северной Америки и Гренландии. Отсутствие леса, длительность зимы, обилие морских животных - тюленей, моржей, китов, котиков и др. способствовали формированию такой культуры, которая, базируясь на охоте за морским зверем, должна была полностью утилизировать охотничью добычу для удовлетворения всех жизненных потребностей.
Арктические охотники вели оседлый образ жизни и главным их жилищем была землянка или дом, сложенный из брусков утрамбованного снега, так называемая эскимосская иглу. На каркас снежного дома шли кости кита или кашалота. Шкуру добытых животных использовали при изготовлении лодок, как открытых, так и типа байдарок, и изготовлении одежды, в том числе и своеобразной промысловой водонепроницаемой одежды из плавательных пузырей и кишок. Мясо шло в пищу, его умели заготавливать впрок. Обилие мяса и рыбы давало возможность держать значительное число собак, что и способствовало развитию упряжного собаководства. Жир добытых животных был, пожалуй, самой ценной частью, так как созданные на его основе каменные жировые лампы позволяли отопить и осветить жилище и таким образом выжить в суровых условиях Арктики.
Из костей животных изготовляли орудия лова и охоты - гарпуны, крючки, копья, стрелы. Арктические охотники всегда были прекрасными косторезами, и традиция эта сохраняется по сей день, хотя их быт меняется из-за катастрофического оскудения фауны арктических морей. Они же изобрели своеобразный поворотный гарпун, дававший возможность надежно поражать морских гигантов.
Как уже говорилось, собирательство привело через многотысячелетние наблюдения человека от сбора дикорастущих злаков и корнеплодов к их искусственному выращиванию, а приручение осиротевших животных, подраненных птиц или травоядных - к специальному содержанию, а затем и выращиванию.
В этнографии есть крылатое выражение: «Австралийцы стояли

-106-


накануне земледелия!» Такое заключение было сделано после сбора данных о способах хранения тех клубнеплодовых и корне-плодовых (в частности, дикого ямса), которые собирали женщины и для сохранения закапывали в землю. На самом деле оставалось совсем немного - закопать, забыть об этом, увидеть появившиеся ростки и затем в конце вегетативного периода обнаружить увеличенное число клубней. Этого, однако, у австралийских аборигенов не произошло, но зато так или почти так случилось во многих районах ойкумены, где на смену первому хозяйственно-культурному типу пришел второй.

Локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа

Обе составные части второго хозяйственно-культурного типа - ручное земледелие и скотоводство - и по сей день достаточно широко распространены на Земле. Всюду, где мы встречаемся с ранними формами государственности, классового общества, их экономическим основанием являются либо ручное земледелие, либо скотоводство. Весь Новый Свет до появления европейцев так и не знал пашенного земледелия, но он самостоятельно на базе своих эндемичных культур - кукурузы, картофеля, таро, маниоки, путем одомашнивания специфических южноамериканских животных - ламы и альпаки - пришел к ручному земледелию и животноводству. Они явились базой развития выдающихся цивилизаций доколумбовой Америки - майякской, ацтекской, инкской и др.
Как собирательство, явившееся отправной точкой для открытия земледелия, было древнейшим занятием, так и ручное земледелие возникло много раньше, чем животноводство. Как отмечают Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, в рационе ручных земледельцев преобладает растительная пища в сочетании с рыбной, и небольшое место занимают мясные продукты, что может свидетельствовать о переходе к земледелию прежде всего рыболовов и собирателей, а не охотников и собирателей.
Основными сельскохозяйственными культурами, которые выращивали ручные земледельцы, были для тропического и субтропического пояса корнеплодные и клубнеплодные - ямс, таро, батат, картофель, маниока, а также суходольный рис, банан, сахарный тростник, хлебное дерево, для жаркого пояса - заливной рис, для районов степей и полупустынь - пшеница, просо, кукуруза. В Европе выращивали ячмень, рожь, овес, технические культуры - коноплю, лен, в Америке - кукурузу, картофель, из технических - хлопок. Для всех ручных земледельцев характерен оседлый образ жизни, который может быть, однако, нарушен в тех местах, где продолжает культивироваться подсечно-огневой способ обработки земли, ведущий к быстрому истощению почвы и необходимости через несколько

-107-


лет искать новые участки. Практически все народы, вступив на путь земледельческого хозяйства, знали керамику, употребляли сажальный кол - модернизированную палку или мотыгу, изготовляли ткани из растительных волокон технических культур или особых пород дерева.
Следует также иметь в виду, что животноводство развивалось внутри уже возникшего земледелия и многие локальные варианты второго хозяйственно-культурного типа являлись сочетанием ручного земледелия как преобладающего вида занятий со скотоводством как подсобным, и наоборот.
Среди ручных земледельцев выделяются несколько локальных вариантов. Ручные земледельцы тропиков и субтропиков, изобретатели тропического земледелия, основанного на выращивании корнеплодовых, сахарного тростника, бананов, хлебного дерева и т. п., представлены большим числом народов Южной, Юго-Восточной Азии, Океании, Америки и Африки. Ручными земледельцами являются индейцы бассейнов Амазонки и Ориноко в Америке, пигмеи, банту и другие народы тропической Африки, папуасы и меланезийцы Океании, некоторые этнические группы южной Индии, Индонезии и Филиппин. Для них характерно применение как подсечно-огневого метода (используются ножи и топоры - тесла для корчевания деревьев, кустарников и последующего рыхления почвы), так и постоянной обработки земли с помощью сажального кола, мотыги или буйволов (животных прогоняют по влажному полю для рыхления почвы), в земледельческих работах велика роль женского труда. В Азии и Африке у земледельцев этой группы помимо собаки есть домашние свиньи и птицы. Жилище - каркасно-столбовое, часто свайное, в плане - прямоугольное, реже круглое. Керамику они выделывают вручную без гончарного круга, одежда только поясная - набедреная повязка или передник. В хозяйстве широко используется бамбук.
Ручные земледельцы жаркого пояса представлены двумя подгруппами - океанической, к которой относятся микронезийцы и полинезийцы, и предгорной, распространенной у народов в возвышенных субтропических районах Азии.
Океанические ручные земледельцы применяют палку-копалку (в Новой Зеландии со специальной ступенькой),- выращивают таро, хлебное дерево, кокосовую пальму, на некоторых островах - суходольный рис, но очень тесно связаны с мореходством; из-за отсутствия глины не имеют керамики и используют как утварь колена бамбука, тыквы-колебасы, на изготовление одежды идут перья птиц. Указанные особенности отличают океаническую подгруппу от предгорной. К последней относят малайеязычных гаошань Тайваня, мон-кхмероязычных кава в Юго-Восточной Азии и Южном Китае, хайнаньских ли и отдельные группы яо, а также цзинпо в Китае и Бирме, ифугао и другие горные народы Филиппин. Основными сельскохозяйственными культура-

-108-


ми являются заливной рис и таро, обработка поля ведется либо мотыгой, либо палкой-копалкой. Значительное место продолжает занимать в хозяйстве охота, у гаошань и кава она продолжает носить ритуальный характер и является в последние годы своеобразной трансформацией прежней охоты за черепами. Бамбук - самый распространенный материал при изготовлении жилищ, орудий труда и лова, деталей одежды - защитных плащей и шляп. Жилища, как правило, свайные.
В той же географической зоне, но отличающейся в связи с подъемом местности более холодным климатом, выделяется вариант ручных земледельцев высокогорной зоны жарко-умеренного пояса. Среди них наиболее яркими представителями являются группы тибетцев - земледельцев долины Цангпо, близкие им дулун и ну, а также народы группы ицзу на юге Восточной Азии и прежде всего собственно ицзу Ляншаня. Для этих народов характерно выращивание холодоустойчивых сельскохозяйственных культур - ячменя, овса, гречихи, кукурузы, а также таро, ямса, технических - конопли, сурепки. Существенно также значение животноводства - разведение овец, коз, яков, сарлыков, буйволов и лошадей. Несмотря на появление в этих районах в последние десятилетия плуга, обработка земли ведется преимущественно мотыгой, а имеющийся скот выращивается на мясо, шерсть и кожу.
Холодный климат высокогорий, наличие хвойных лесов предопределили тип постройки жилища на высоком фундаменте, чаще всего двухэтажного (где низ используется для загона скота, а верх - для жилья), сложенного преимущественно из камня с использованием деревянных столбов для поддержания всей конструкции, крыши и для перекрытий. Очаг устроен в жилой части дома. Одежда из шерсти, кож и шкур диких зверей и домашних животных. В рационе наряду с растительной пищей есть и мясо-молочная. К этому варианту относятся народы Андского нагорья, припамирские таджики, кафиры, кашмирцы, буриши, жители Северного Кавказа (Дагестана), Альп, горных районов Тироля и Швейцарии, пиренейские баски.
Самым распространенным являлся тип мотыжных земледельцев степей и сухих предгорий умеренного пояса Старого и Нового Света. В Новом Свете он был представлен хозяйством доколумбовых ацтеков, майя, чибча-муисков, современных пуэбло, которое основывалось на кукурузе. В Старом Свете он некогда охватывал обширные районы Северной Африки, Передней Азии и Средней Азии, Северо-Западной Индии и Китая, где были очаги пшеничного и просяного (Китай) земледелия и где довольно рано на смену ручному земледелию пришло пашенное.
С мотыжными земледельцами степей и сухих предгорий были неразрывно связаны ручные земледельцы лесной зоны умеренного пояса Старого и Нового Света. В Америке к ним относились

-109-


индейцы ирокезских, атапаских и алгонкинских этнических групп, заимствовавшие земледелие у южных юто-ацтекских племен, в Евразии - древние славянские, финно-угорские и тунгусо-маньчжурские народы, которые выращивали ячмень, овес, рожь, просо, технические - лен, коноплю. Этот вариант длительное время сосуществовал с различными охотничье-рыболовными вариантами первого типа и отличался большим заимствованием культурных достижений древнейших охотников и рыболовов лесной зоны. Для обоих последних вариантов ручных земледельцев характерно использование в одежде тканей из растительных волокон, а в сооружении жилищ - глины, камыша, дерева.
Животноводство развивалось либо в связи с ручным земледелием (и у многих народов при переходе к пашенному оно так и осталось подсобным занятием - выращиванием тяглового скота), либо при сохранении видов хозяйства первого типа (например, северные норвежцы и шотландцы, а еще больше фарерцы и исландцы преимущественно заняты овцеводством в сочетании с рыболовством и охотой на морского зверя). Обособление животноводства от земледелия и превращение его в основную отрасль хозяйства, т. е. выделение на этнической карте мира пастушеских племен, стало возможным при одомашнивании не только крупного рогатого скота, но и лошади, верблюда и оленя. Такое событие, положившее начало первому крупному разделению труда, могло произойти лишь в тех зонах, где первоначально обитали дикие предки этих животных и где были условия для содержания значительного по поголовью стада.
Пастбища являлись главным условием содержания скота, и скотоводческие народы расселялись в зоне степей и полупустынь Евразии, а также в полупустынных и пустынных районах Африки и тундре Старого Света. Содержание скота на подножном корму приводило к постепенному выбиванию пастбищ и к необходимости передвижения на новые места. Кочевой образ жизни отличал все скотоводческие народы. Их быт, материальная культура были приспособлены к постоянным передвижениям по открытым пространствам.
Продукты скотоводства полностью утилизируются в хозяйстве кочевников, основу питания которых составляла мясомолочная пища. Шкура и кожа животных, а также шерсть шли на изготовление одежды, упряжи, переносных жилищ, утвари. Кочевание как хозяйственная потребность немыслимо без лошади, верблюда, оленя или яка - животных, приспособленных человеком для верховой езды и транспортировки груза. В районах Центральной Азии человек приручил лошадь, и под влиянием коневодства тюрко-монголов тунгусо-маньчжурские народы одомашнили оленя, который в таежной зоне был преимущественно транспортным животным, облегчившим условия быта охот-

-110-


ника и рыболова, а в тундре у самодийцев оленеводство стало ведущей отраслью хозяйства.
Как справедливо пишут Н. Н. и И. А. Чебоксаровы, «можно говорить о существовании нескольких локальных вариантов типа кочевников-скотоводов степей и полупустынь - центрально-азиатском, среднеазиатском, аравийско-африканском, южноафриканском и т. д. Для центрально- и среднеазиатских кочевников, например, характерно преобладание в поголовье домашних животных лошадей и овец, а также распространение войлочных юрт в качестве основных жилищ. В Передней Азии, Аравии и Северной Африке большую хозяйственную роль играют верблюды и козы, человеку жилищами служат преимущественно шатры и палатки. На юге Африки лошадей и верблюдов нет, стада состоят почти исключительно из крупного рогатого скота; жилища представляют собой круглые легкие хижины с жердевым остовом, располагаемые на стойбищах по кругу с загоном для скота в центре (так называемый «крааль») .
Вариант южноафриканских скотоводов-полукочевников засушливых степей и полупустынь представлен у аборигенов африканского юга готтентотов и некоторых групп банту. К афри-канско-аравийским скотоводам-кочевникам полупустынных и пустынных районов относятся многие арабские племена, в том числе знаменитые кочевники Аравии - бедуины, а также скотоводы-кочевники передне- и среднеазиатских степей и полупустынь, в основном в эту группу входят тюркоязычные народы (казахи, узбеки, киргизы и др.), а также индоиранские (белуджи, пуштуны и др.). К центральноазиатским скотоводам-кочевникам степей и полупустынь относят тюркоязычных уйгуров, алтайцев, тувинцев и других, а также монголоязычных монголов, калмыков, бурят и т. д.
Сколь бы значительна ни была роль скотоводства в жизни пастушеских племен вышеуказанных географических зон, следует всегда иметь в виду, что часть скотоводов, как показали археологические раскопки последних лет (в частности, гуннского Иволгинского городища), внутри скотоводческих общностей занималась земледелием. Иными словами, скотоводы нуждались в продуктах земледелия и получали их либо путем обмена, либо путем захвата, либо развитием самостоятельной земледельческой отрасли, хотя и в ограниченном масштабе. В настоящее время подавляющее большинство бывших скотоводов-кочевников перешло к оседлости, к отгонному и стойловому содержанию скота, к развитию зерновых и технических культур.
Сочетание внутри одного этноса ручного земледелия и кочевого скотоводства наиболее ярко выражено у тибетцев, у которых, помимо ручных земледельцев, в долинах Цангпо есть скотоводы-кочевники высокогорий. Тибетцы-скотоводы разводят

-111-


яков, сарлыков и меняют свою продукцию на земледельческую. Ячья и сарлычья шерсть идет на изготовление одежды, переносной шатрового типа палатки, кошм. Для шитья обуви и деталей костюма употребляют кожу; помет животных служит топливом. Распространена меховая шуба (по-тибетски чуба, не исключено заимствование этого типа одежды и ее названия русскими у тибетцев, через монголов или тюрков). Тибетцы-скотоводы, небольшие тибетоязычные этносы в Притибетье, алтайская этнографическая группа теленгиты - представители уникального типа высокогорных скотоводов-кочевников.
Оленеводы тундры Старого Света - самый поздний по времени образования вариант скотоводов-кочевников, который распространен у сухопутных чукчей и коряков, ненцев, иганасан и других народов севера Сибири. Оленеводство дает все необходимое для существования и проживания человека в районах Приполярья и Заполярья (из оленьих шкур шьют одежду, мясо . оленя - основа питания; оленей используют как средство передвижения).

Пашенные земледельцы - третий хозяйственно-культурный тип

Пашенное земледелие было, вне всякого сомнения, гигантским шагом вперед, который способствовал резкому повышению продуктивности сельского хозяйства и позволил ввести в хозяйственный оборот новые площади. Как уже говорилось, пашенное земледелие явилось логическим сочетанием прогрессивных методов ручного земледелия со скотоводством. Зона его распространения даже сегодня ограничена, так как есть достаточно обширные горные или предгорные районы, где применение плуга просто невозможно. Она была еще меньше в пору возникновения третьего хозяйственно-культурного типа, поскольку для его появления требовалось благоприятное сочетание достаточно обширных просторов, искусственного орошения, тяглового скота и изобретения хотя бы примитивного рала.
В науке, кроме указания на то, что до европейской колонизации ни Новый Свет, ни Австралия и Океания, ни Африка к югу от Сахары не знали пашенного земледелия, нет однозначного решения проблемы - в одном или нескольких центрах появились пахотные орудия, в одном или нескольких (как и ручное земледелие) центрах возник такой тип обработки земли?
Археологические данные дают достаточно оснований, чтобы считать долины рек Тигра и Евфрата, Нила, Инда и Ганга, Амударьи и Сырдарьи. Амура и Зеи, Хуанхэ и Янцзы, т. е. засушливую умеренную и субтропическую климатическую зону, районами самого раннего пашенного земледелия для Афро-

-112-


Евразийского континента. Однако, анализируя те же археологические материалы, нетрудно заметить, что пашенное земледелие более чем на два тысячелетия раньше появилось в крайне западных областях континентов - Нильская долина и Двуречье - чем в восточных (Приморье и Приамурье, Лёссовое плато и Центральная равнина Китая). Можно допустить, что именно от древнеегипетской цивилизации и цивилизаций Двуречья пашенное земледелие начало свое распространение на восток и к середине 1 тыс. до н. э. достигло крайне восточных пределов - побережья Тихого океана.
Пашенное земледелие, революционизировавшее само производство, не принесло существенных изменений в материальную культуру, которую создали ручные земледельцы, хотя и несколько модернизировало или разнообразило ее, особенно в одежде и пище, где стали более широко применяться ткани из льна, хлопка, конопли, расширился в рационе ассортимент изделий из масличных и зерновых культур. С пашенным земледелием в хозяйствах различных этносов успешнее стали внедряться бахчевые культуры, виноград, плодовые деревья.
Следует отметить, что создатели хозяйственно-культурной типологии выделяют внутри ХКТ следующие локальные варианты: а) пашенные земледельцы засушливой зоны - самый распространенный вариант, который представлен у народов Средиземноморья, Передней и Средней Азии, Северного Китая, Маньчжурии и Кореи; б) пашенные земледельцы влажных тропиков и субтропиков - вариант, который возник в Южной и Юго-Восточной Азии, на юге Восточной Азии (к югу от Янцзы) в колониальную эпоху под влиянием европейцев; в) пашенные земледельцы лесостепей и лесов умеренного пояса - вариант, представленный сегодня у народов Европы, Южной Сибири и Дальнего Востока, а также в Северной Америке. Причем в Северной Америке этот вариант пашенных земледельцев в результате европейской колонизации возник совсем недавно, тогда как в Европе, Сибири и на Дальнем Востоке он появился еще во II-I тыс. до н. э. в связи с распространением из исторически ранних очагов земледелия пахотных орудий.
Рассмотренные хозяйственно-культурные типы достаточно ясно показывают взаимосвязь и взаимозависимость прогресса мировой цивилизации и производственной, хозяйственной деятельности людей, равно как и пути тысячелетних культурных контактов между этническими общностями Старого и Нового Света, т. е. всего земного шара.

-113-

| << назад | аннотация | оглавление | далее >>  |

к началу страницы
 
   
Опубликовано на сайте «Этнография народов России. Раздел "Публикации по этнографии".»  -

   


© 2001 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova