Основные сведения
Этноним основной
Чукчи
Автоэтноним (самоназвание)
Самоназвание чаучу, чавчу "имеющие оленей". Другое самоназвание
лыгъорвэтлян в русской огласовке луораветлан — "настоящие
люди". В 30-е годы ХХ в. последний этноним был введен в качестве официального,
но признания и распространения не получил.
Другие этнонимы
Территория расселения
Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично
в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).
Численность
Численность по переписям: 1897 — 11.711, 1926 — 13.100, 1959 — 11727,
1970 — 13597, 1979 — 14007, 1989 — 15184.
Этнические и этнографические группы
Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные
(чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки — чукчи-оленеводы,
береговые (анкалын — ан — "море", кальн — "приморский"),
прибрежные жители, охотники на морского зверя.
Расовая принадлежность, антропологический тип
Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами,
включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически
связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический
тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности
их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.
Язык
Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских
языков.
Письменность
В 30-е гг. XX в. на основе русской графики была создана письменность.
Религия
Процесс христианизации, начавшийся в конце ХIХ — начале ХХ вв., привел
к распространению среди чукчей элементов православия, сопровождавшего
внедрение русской культуры. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом",
в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его
формы выражения" В советский период, когда основы атеистической пропаганды
были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном
виде, возрождение традиционных верований.
Этногенез и этническая история
Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве
аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на
рубеже IV — III тыс. до н.э. Основу культуры этого населения составила
охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических
условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII — начала ХVIII вв. В
то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей,
отражает их активные контакты с соседними народами.
В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя,
лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это
было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в
связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило
в форме обмена. В последствии, часть чукчей, континентальных охотников
на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным
промыслом. При коренной трансформации экономики и культуры, в связи
с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения
(подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных
общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую
специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях
взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали
и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.
История формирования оленных чукчей не столь очевидна. Согласно одной
из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношении
к другим сибирским центрам доместикации, на основе культуры охотников
на дикого оленя, другая полагает заимствование оленеводства чукчами
от тунгусов. Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется
ХVIII в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних
оленей, что. к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической
основы общества чукчей-оленеводов. Исторически сложились две области
расселения оленных чукчей: южная, в бассейне р. Анадырь и северная,
от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри
этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит
к названию территории на которой они расселяются. Кочевое оленеводство
определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей. Сохранение
во второй половине XIX в. натурального характера чукотского оленеводства,
увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему
вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур,
кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX — начале XX вв.
оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества.
Хозяйство
Традиционные поселения и жилища
Традиционная одежда
|
Традиционная
одежда чукчей
(иллюстрация 38 кб)
|
Пища
Социальная организация
Система родства
Духовная культура и традиционные верования
До настоящего времени чукчи сохраняют традиционную мировоззренческую
систему, основные составляющие которой соответствуют общесибирской традиции.
Современные этнические процессы
Библиография и источники
Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.
|