о проекте схема изложения материалов простой запрос настройка результатов
на главную страницу системы
    ЧУКЧИ    
   

Основные сведения

Этноним основной

Чукчи

Автоэтноним (самоназвание)

Самоназвание чаучу, чавчу "имеющие оленей". Другое самоназвание лыгъорвэтлян в русской огласовке луораветлан — "настоящие люди". В 30-е годы ХХ в. последний этноним был введен в качестве официального, но признания и распространения не получил.

Другие этнонимы

Территория расселения

Основная масса чукчей живет в Чукотским АО Магаданской обл., частично в Корякском АО Камчатской обл. и на востоке Республики Якутии (Саха).

Численность

Численность по переписям: 1897 — 11.711, 1926 — 13.100, 1959 — 11727, 1970 — 13597, 1979 — 14007, 1989 — 15184.

Этнические и этнографические группы

Исторически чукчи представлены двумя этнографическими группами: оленные (чавчу) расселяются в континентальной части Чукотки — чукчи-оленеводы, береговые (анкалынан — "море", кальн — "приморский"), прибрежные жители, охотники на морского зверя.

Расовая принадлежность, антропологический тип

Антропологически чукчи, наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций арктической расы, генетически связанную с тихоокеанскими монголоидами. В то же время, специфический тепло регуляционный комплекс чукчей и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях Северо-Востока Сибири.

Язык

Чукотский язык входит в чукотско-корякскую группу/семью палеоазиатских языков.

Письменность

В 30-е гг. XX в. на основе русской графики была создана письменность.

Религия

Процесс христианизации, начавшийся в конце ХIХ — начале ХХ вв., привел к распространению среди чукчей элементов православия, сопровождавшего внедрение русской культуры. Церковь достаточно активно боролась с "шаманизмом", в то же время, терпимо воспринимая синкретические с христианством его формы выражения" В советский период, когда основы атеистической пропаганды были направлены против христианства, можно наблюдать, в несколько видоизмененном виде, возрождение традиционных верований.

Этногенез и этническая история

Современная этногенетическая схема позволяет оценивать чукчей в качестве аборигенов континентальной Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV — III тыс. до н.э. Основу культуры этого населения составила охота за дикими оленями, в достаточно стабильных природно-климатических условиях просуществовавшая здесь до конца ХVII — начала ХVIII вв. В то же время, современное хозяйственно-культурное разнообразие чукчей, отражает их активные контакты с соседними народами.

В основе формирования береговых чукчей, охотников на морского зверя, лежат, начиная с середины 1 тыс. н.э., их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие двух охотничьих традиций, в начальный период, в связи с отличиями практически во всех аспектах культуры, оно происходило в форме обмена. В последствии, часть чукчей, континентальных охотников на оленя, перешла к оседлому образу жизни и занятию морским зверобойным промыслом. При коренной трансформации экономики и культуры, в связи с демографической ситуацией (чукчей было больше) и характером освоения (подселения в эскимосские поселки, но образование в них собственных общин, создание чукотских поселений). они не утратили свою этническую специфику. Чукотская и эскимосская культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнической культуры береговыми чукчами, способствовали и их достаточно интенсивные контакты с чукчами оленеводами.

История формирования оленных чукчей не столь очевидна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношении к другим сибирским центрам доместикации, на основе культуры охотников на дикого оленя, другая полагает заимствование оленеводства чукчами от тунгусов. Становление крупностадного оленеводства на Чукотке датируется ХVIII в., в течение которого резке увеличивается поголовье домашних оленей, что. к середине XIX в., позволяет оценить его в качестве экономической основы общества чукчей-оленеводов. Исторически сложились две области расселения оленных чукчей: южная, в бассейне р. Анадырь и северная, от Анадырского хребта к побережью Северного Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы, названия которых восходит к названию территории на которой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных чукчей. Сохранение во второй половине XIX в. натурального характера чукотского оленеводства, увеличение внешнего спроса на его продукцию, способствовало последующему вовлечению чукчей в товарные отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесленного производства). В конце XIX — начале XX вв. оленеводство определяет и социальное расслоение чукотского общества.

Хозяйство

Традиционные поселения и жилища

Традиционная одежда

Традиционная одежда чукчей. Просмотреть иллюстрацию 38 кб.
Традиционная одежда чукчей
(иллюстрация 38 кб)

 

Пища

Социальная организация

Система родства

Духовная культура и традиционные верования

До настоящего времени чукчи сохраняют традиционную мировоззренческую систему, основные составляющие которой соответствуют общесибирской традиции.

Современные этнические процессы

Библиография и источники

Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. М., 1991.

Музейные источники


к началу страницы

 
         


© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova